Водолаз Игорь Иванов: "Тонут в основном те, кто умеет плавать!"
Любовь к экстремальной профессии спасателя началась у Игоря Иванова в далеких восьмидесятых, когда он после окончания средней школы с 1984 по 1990 год проходил службу в МВД Башкирской АССР УПО в качестве пожарного и командира отделения. За прошедшие тридцать лет в послужном списке Игоря Викторовича каких только интересных и одновременно опасных профессий нет: инструктор по альпинизму и туризму в Республиканском Центре детско-юношеского туризма и экскурсий, спасатель Башкирской Республиканской поисково-спасательной службы МЧС России, водолаз...
Последние четыре года Игорь Викторович - водолазный специалист ГБУ Аварийно-спасательной службы РБ. И накануне купального сезона "Молодежка" решила поговорить с Игорем Ивановым о его необыкновенно интересной и редкой профессии водолаза.
- Игорь Викторович, есть такая поговорка: "Прошел огонь, воду и медные трубы". Как будто по вашей трудовой книжке написана. Поделитесь метаморфозами превращения пожарного в водолаза?
- Ну, "медные трубы" - это не про меня. А вот ставить лично для себя новые, более высокие планки профессионального роста и достигать их всегда было интересно. Когда работал инструктором по туризму, то в 1994 году от Вячеслава Владимировича Климца поступило предложение попробовать себя в качестве спасателя Башкирской Республиканской поисково-спасательной службы МЧС России. В ходе получения дополнительных специальностей, которые сопутствуют спасательному делу, прошел обучение на водолаза под руководством водолазного специалиста Александра Николаевича Чачина. С тех пор и началось мое становление как водолаза.
Постепенно повышая свое мастерство, повышал и классность. В 2016 году в Воронеже сдал экзамен на водолазного специалиста, защитив диплом на «отлично» по теме «Прогнозирование последствий ЧС на гидротехнических сооружениях Павловской ГЭС».
С 2016 года работаю водолазным специалистом в Аварийно-спасательной службе нашей республики.
- А как семья относится к постоянным профессиональным рискам? Чем увлекаетесь в свободное время? Не маловаты ли уже для вас реки и озера Башкортостана? Не тянет ли понырять в морях и океанах?
- Каждая профессия имеет определенную долю риска, и наша профессия - не исключение. Конечно, семья переживает, так как мы уезжаем в командировки, бывает на несколько дней. Поиски утонувших иногда затягиваются на неопределенный срок, не всегда бываем на связи...
Мое любимое хобби - рыбалка, в свободное время ездим с друзьями порыбачить. А главная радость - внуки, это наша с женой "прививка от старости".
На реках и озерах республики нам не тесно: работы хватает! Природа Башкортостана многогранна, уникальна и никогда не может надоесть. Моря и океаны тянут, но покорять их будем чуть позже, на пенсии.
- Коллеги говорят, что с вашим приходом водолазы Службы смогли значительно повысить свое мастерство. У асов авиации высший пилотаж - это "петли", "бочки"... А что является у водолазов вершинами мастерства?
- Подготовкой водолазов у нас занимались и до моего прихода. Но сейчас, только за последнее время, четыре работника сдали экзамен на повышение класса квалификации и получили пятый разряд. А всего через наш учебный пункт мы отучили около семнадцати профессионалов. Так что мастерство сотрудников постоянно повышаем и гордимся коллегами, которые постепенно становятся великолепными специалистами, работающими сейчас в службе.
Трюков высшего пилотажа, как у летчиков, у водолазов нет. Совершенствование профессиональных навыков и умение применять их на практике - вот это вершины водолазного дела.
- У дайверов самыми крутыми считаются те, кто покоряют наибольшую глубину. У вас по-другому?
- Дайверы - это подводные туристы. Есть, конечно, и технические дайверы, но задачи наши в корне отличаются. Как и характер погружений. Дайверы осматривают красоты океанических глубин, да и видимость там прекрасная - на десятки метров все чудесно просматривается. У нас же идет выполнение сложных технических задач, причем работа проходит зачастую при нулевой видимости, буквально на ощупь. Да и температура воды у нас только два-три месяца в году может сравниться с морской. И вот в таких трудных условиях выполнить поставленную задачу и найти кого-то или что-то - дорогого стоит! Причем работаем еще преодолевая сильное речное течение, к тому же круглый год. Нет сезонности в водолазном деле.
- Романтика вашей профессии связана с поисками затонувших кораблей, сокровищ. Была ли такая практика у вас? Что ценного удалось достать из водоемов Башкортостана?
- Расхожий стереотип родился из строк известной песни: "Водолазы ищут клады..." Но самое дорогое, на мой взгляд, это человеческая жизнь. Что может быть более ценным? Мы занимаемся поиском людей, подъемом техники из воды. В той же песне дальше идут такие строки: "...Только кладов нам не надо, я хочу, чтоб в синем море не тонули корабли!"
- Купальный сезон еще не открыт, а вот первые утонувшие уже, к сожалению, есть. Можно ли уменьшить печальную статистику гибели на воде в этом году?
- По большому счету печальную статистику гибели на воде делают сами люди. Если считать в процентном соотношении, то 95% граждан тонут на водоемах в состоянии алкогольного опьянения. Серьезный процент трагических случаев на воде составляют дети, оставленные без присмотра родителей. Никогда, ни на одну секунду нельзя оставлять ребенка одного около воды! Нет ничего страшнее гибели детей, и когда мы находим их тела - сердце кровью обливается. Запомнился случай, когда пришел отдохнуть на берег реки Белой около Монумента Дружбы отец с сынишкой. Папа с друзьями сел пить пиво спиной к реке, мальчик ходил около воды. Прошел большой корабль, и ребенка мгновенно смыло волной. Отец обернулся на крик - сына уже нет... Мы обнаружили тело мальчика потом метрах в восьмидесяти от рокового пикника.
Взрослые отвечают за себя, могут контролировать свои поступки, дети беззащитны перед грозной стихией воды.
Помню, как около Нагаево в Октябрьском районе ночью машина съехала с дамбы. За рулем был отец семейства, в салоне находились его беременная жена и пятилетний сын. Автомобиль затонул в озере. Взрослые выбрались, а вот мальчик остался в машине. Мы приняли ночью вызов и начали спуски в месте аварии, надеялись на вероятность нахождения ребенка в "воздушной подушке". К огромному сожалению, мальчик скончался. Аналогичный случай произошел в Ленинском районе Уфы. В "Ниву" около реки сел за руль мужчина в состоянии сильного алкогольного опьянения, который не заметил спящего на заднем сиденье ребенка. Мужчина неудачно дал задний ход, и машина свалилась в реку. Нетрезвый водитель успел выскочить, а ребенок утонул...
Да, наша республика богата водоемами и так приятно летом окунуться в прохладной воде... Древние греки умение плавать считали таким же обязательным, как умение читать. Впрочем, тысячелетние наблюдения показывают, что тонут в основном именно те, кто умеет плавать.
Взрослые храбрецы уже сейчас открыли, несмотря на холодную воду, купальный сезон. Я хочу в который раз предупредить: не нужно быть самонадеянным, далеко заплывать, нырять в незнакомых местах. Тем более после обильных возлияний.
Береженого и Бог бережет!