60-летний полуслепой житель Бурятии изнасиловал 13-летнюю умственно-отсталую девочку
Он получил девять лет строгого режима и вышел на свободу через полгода
Эта история произошла в одном из сел Бичурского района летом 2023 года. На первый взгляд онакажется абсурдом чистой воды. Но при изучении судебного приговора обретает канву и превращается из бледного призрака в суровую реальность.
А суть этой истории такова, что 60-летний мужчина с инвалидностью по зрению изнасиловал 13-летнюю девочку с умственной отсталостью. Он получил девять лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, но вышел на свободу даже меньше, чем через шесть месяцев. Полина – мать пострадавшего ребенка – обратилась к корреспонденту «Газеты РБ» в поисках справедливости. А потому просим считать данный материал официальным обращением к правоохранительным, а также судебным органам.
Все имена изменены, любые совпадения случайны (18+).
Опасное соседство
– В один из дней прошлого лета моя дочь Аня пошла играть на улицу, кататься на велосипеде,– рассказывает женщина. – Я занималась своими делами, а после обеда отправилась посмотреть, где она. Зашла к одним соседям, к другим, в магазин, на детскую площадку – Анечки не было нигде. Вернулась домой, думала, она там. Но ошиблась.
Мать сделала второй круг по тем же местам, однако безрезультатно. И тут соседский мальчишка сказал, что видел девочку у доманекоего Степана с той же улицы. Судя по документам, имеющимся в нашем распоряжении, мужчина этот родился в 1964 году, не имеет ни жены, ни детей и является инвалидом первой группы по зрению из-за глаукомы. Ходит с палочкой, но, несмотря на это, ориентируется на местности неплохо и обслуживает себя сам – ходит за продуктами в магазин, носит ведра с водокачки. Хотя, по словам местных жителей, «выглядит как бомж» – ведет маргинальный образ жизни, часто прикладывается к бутылке и сигарете и то и дело норовит устроить пожар и спалить чужие жилища.
Когда Полина вышла из соседского дома, то, наконец, увидела Аню. «Она сидела на дороге в неестественно грязной одежде, запачканной не то копотью, не то шерстью – продолжает моя собеседница. – Привела дочку домой, переодела. Спрашиваю: «Где была?» – не отвечает ничего. Я отложила ее штаны, футболку и трусы в отдельный пакет, поскольку поняла, что буду обращаться в соответствующие органы, чтобы выяснить все обстоятельства».
Но первым делом женщина решила сходить к подозрительному соседу и узнать, была ли девочка у него. «Да», – подтвердил тот. На следующий день мать отвезла дочь в центральную районную больницу, где гинеколог провелосмотр, диагностировал нарушение половой неприкосновенности и сообщил об этом в дежурную часть МВД.
…Следственные действия наряду с судебно-медицинской экспертизой длились несколько месяцев. Согласно заключению эксперта от 16 августа 2023, биологический материал, найденный у несовершеннолетнейна нижнем белье, принадлежал тому самому гражданину. «Видимо, Аня не отталкивала Степана, когда находилась рядом: телесных повреждений не обнаружилось», – предполагает родительница.
«Думал, это кошка»
Оказалось, что жертва своего будущего насильника знала и неоднократно приходила к нему – еще зрячему и уже незрячему – в полуразрушенное жилище, неогороженное забором – сидела на крыльце, вела беседы, играла на гитаре. Мужчина утверждал, чтодевочка сама приставала к нему. И тому есть объяснение.
– Аня имеет диагноз «умеренная умственная отсталость», состоит на учете у психиатра. Она обучалась сначала в коррекционной школе, потом – на дому,и сейчас, в 15 лет, осваивает учебник для 1 класса,– говорит Полина. – Я не раз объясняла это Степану, просила не подпускать дочку близко, не разговаривать с ней и выгонять из дома. И вот – не уследила...
В тот день, по собственным заверениям, сосед выпил и спал, когда на него сверху кто-то сел. «Думал, это кошка», –объяснял он после и потому якобы не предпринял никаких действий. «Как можно не понять, 3 килограмма на тебе или 50? И представить ситуацию так, что подросток сделала «это» самостоятельно, а он не чувствовал вообще ничего и совсем ничего не предпринял? – недоумевает женщина.– Возможно, дочь и понимала, что происходит, но в силу своих особенностей не осознавала, что совершается преступление. Впоследствии она не давала ответов на вопросы ни следователя, ни прокурора, да и не могла. Едва заходила речь о случившемся – уходила в «глухую оборону».Да и, как постановили судьи, ввиду своего психического состояния не могла правильно воспринимать обстоятельства, которые имеют значение для дела, и давать показания о них. А он так и не признал своей вины и все твердил, что последний раз имел близкие отношения с женщинами аж в 2005-2006 годах.
Впрочем, служители Фемиды расценили все это как выбранный способ защиты во избежание уголовной ответственности. Когда были получены все анализы, и опрошены все свидетели, Бичурский районный суд вынес свой вердикт: признать Степана X.виновным в преступлении по пункту «а» части 3 статьи 131 УК РФ (изнасилование) и назначить ему наказание в виде 9 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима, ограничением свободы на один год и рядом запретов (а именно – на выезд за пределы муниципального образования и изменение места жительства без согласия специализированного государственного органа).
Как выяснил наш корреспондент из собственных источников, осужденный действительно находился в ИК-2 для рецидивистов. Ведь это – втораяего судимость: первая была за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. Но насильник пробыл за колючей проволокой всего 5 месяцев и был освобожден по болезни решением Октябрьского районного суда. Закон гласит: болезни глаз входят в перечень заболеваний, которые препятствуют отбыванию наказания в пенитенциарных учреждениях.
В родные пенаты
– Очевидно, кто-то надоумил Степана податькассацию, – рассуждает мать. –Когда его выпустили на волю, меня не уведомили об этом. Аонснова объявился в нашем поселкеи, поскольку остался почти безнаказанным,возомнил себя неприкасаемым и демонстрирует наглое поведение. Принялся «качать права», предъявлять претензии, требовать, чтобы здешняя молодежь помогла отремонтировать его жилье, или районная администрация власти предоставила новое. Плюс, пока «сидел», накопил денег с пенсии, и начал «» «» ими.
Женщина признается: ей обидно за работу следствия, прокуратуры и суда, которая буквально пошла «коту под хвост». Полина, в свою очередь, подала апелляцию в Верховный суд Бурятии, но…получила отказ.Тем временем «освобожденный» продолжает вести прежний образ жизни и умудряется проклинать соседку – дескать, пока он находился в местах не столь отдаленных, дом пришел в полный упадок.
– Местные женщины интересуются: «Почему Степан здесь до сих пор?», «А вдруг повторится нечто подобное и опять сойдет ему с рук?» Тем более он не должен ходить на отметки и не желает переезжать ни в интернат, ни в другое социальное учреждение, чтобы не жить по режиму. А как нам жить возле такого человека – не волнует никого. Я не требовала от негоникакой денежной компенсации и не требую. Хочу одного: чтобы его рядом не было. И очень надеюсь, что меня услышат.