Главный налоговик Бурятии о бизнесменах: «Мы не считаем, что они по этому поводу сильно тратились»
Юрий Куриленко прокомментировал жалобы предпринимателей на повышение земельного налога
Оценка кадастровой стоимости земель, которая, согласно федеральному закону, проводится не реже одного раза в пять лет и не чаще одного раза в три года, в этом году закончилась скандалом. Как сообщала телекомпания «АригУс» по выводам оценщиков из Новосибирска, земля в Бурятии выросла в цене в среднем в 5, а где-то и в 10 раз. Настолько же увеличился и налог на землю для предпринимателей, ведь с 1 января 2015 года он рассчитывается не с инвентаризационной, а с кадастровой стоимости жилья или других объектов недвижимости, которая значительно выше и ближе к рыночной.
Если земля под офисами и гостиницами в среднем стала дороже раза в три, то участки, выделяемые под многоэтажную застройку, подскочили в цене сразу в 11 раз. Земля под магазинами, торговыми центрами и общепитом наценилась почти на 400%.
Больше всех, конечно же, пострадали предприниматели. На одной из сессий Народного Хурала депутат Михаил Гергенов призвал обратить внимание на эту ситуацию. Тогда он чётко дал понять, что власти республики вовсе не способствуют развитию предпринимательства, а только тормозят процесс.
- Мне кажется, что малый бизнес находится у нас на «зачаточном», непозволительном уровне. Раньше участок на Гагарина площадью 320 кв. м., где у меня находится небольшой магазин, оценивался в 1 млн. 130 тыс. рублей. А в 2016 году его кадастровая стоимость составит 6 млн. 878 тысяч. В шесть раз больше! И так же – по всем другим участкам, которые находятся в центре и на окраинах Улан-Удэ, – с возмущением рассказал парламентарий. – Это получается, 20 с лишним тысяч квадратный метр стоит? В лучшие годы было в десять раз меньше. Теперь нам предлагают судиться с министерством имущественных отношений, нанимать юристов. Зачем это надо? Исполнителем кадастровых работ, конечно, является коммерческая организация из Новосибирской области. Но заказчик-то – Министерство имущественных и земельных отношений. Если у Минимущества и Минэкономики такое отношение к предпринимателям оставят, ни к чему хорошему это не приведёт.
Этот же вопрос обсуждался на планёрном совещании у главы Бурятии в начале ноября. Выяснилось, что после массовой кадастровой оценки земли подорожали неравномерно: так, в Кабанском районе этот показатель даже снизился, а в Улан-Удэ, наоборот, повысился в 2,7 раза. В Министерстве имущества повышение тогда назвали незначительным. Однако Вячеслав Наговицын подчеркнул, что нужно прислушаться к мнению бизнесменов.
- Я не хочу, чтобы предприниматели свернули бизнес и ушли. Если в наших силах с ними договариваться, то нужно договариваться. Я вас не обвиняю, понимаю, что это федеральные полномочия, но у нас полномочия тоже есть, – обратился он к главе Минимущества Маргарите Магомедовой. – Пока есть возможность вносить изменения, соберите предпринимателей и с ними «пройдитесь» по федеральной методике, выработайте дополнительные решения. Потому что повышение в два с лишним раза – это слишком тяжело. Я подпишу письмо на имя мэра Улан-Удэ, чтобы снизить налог на землю.
Кроме того, Вячеслав Наговицын предложил ввести переходный период для представителей бизнеса – «хотя бы в течение двух-трёх лет» и поручил проработать вопрос с оценщиком и с муниципалитетами.
- Шоковой терапии для предпринимателя не должно быть. Задача ясна? – заключил он.
В республике даже создали специальную комиссию, с помощью которой предприниматели могут пересмотреть кадастровую стоимость земли и, таким образом, снизить налог.
Жалобы предпринимателей на пресс-конференции 21 января прокомментировал руководитель республиканского Управления ФНС Юрий Куриленко.
- Комиссия собиралась несколько раз, провели слушания. Было принято решение о введении понижающих коэффициентов на определённый период. Все связанные с этим инициативы депутатов Народного Хурала были приняты, – отметил он, отвечая на вопрос корреспондента infpol.ru. – И кадастровая стоимость, которая была утверждена, вступает в силу только с 2017 года – то есть была дана отсрочка. Правительство, с нашей точки как налогового органа, приняло достаточно мягкое решение. Потому что мы, откровенно говоря, не считаем, что предприниматели, сдающие внаём коммерческую недвижимость или обладающие большими площадями, на которых идёт сетевая торговля, по этому поводу сильно тратились.
Он отметил: основная задача бизнеса и предпринимателей – получение прибыли.
- А каким образом её получать? Либо наращивать объёмы, либо снижать издержки. И одним из методов снижения издержек большинство предпринимателей считают использование схем налоговой минимизации – как законных, так и незаконных. Законные – это работа с парламентом, с законодателями, – заключил Куриленко.