В Бурятии штрафы за сельхозпалы возрастут в десять раз
Поджог травы может влететь жителям республики «в копеечку»
По данным «Авиалесоохраны», весной прошлого года в Бурятии, наряду с 20 другими российскими регионами, было зафиксировано больше всего термоточек на землях сельхозназначения. Несмотря на все предупреждения и запреты, жители республики продолжали жечь траву.
Именно бесконтрольный пал во многих случаях стал причиной лесных пожаров. Напомним, в прошлом году на территории Сибирского федерального округа было зафиксировано 6882 возгорания. Огонь уничтожил 2,5 млн. га зелёных насаждений. При этом 900 тысяч га повреждённого леса пришлось на Бурятию. В течение всего лета районы республики и Улан-Удэ буквально задыхались от падавшего с неба пепла. А из-за дыма где-то даже днём было темно, словно ночью. Пожары стоили региону почти 35 миллиардов рублей.
Власти Бурятии, судя по всему, решили учесть прошлогодние ошибки и начали подготовку к «огненному лету» заблаговременно. Соответствующее распоряжение глава Бурятии Вячеслав Наговицын подписал ещё в середине февраля. Согласно этому документу, с наступлением пожароопасного сезона в регионе запретят разводить костры на полях, выжигать траву на запаса и в населённых пунктах, в полосах отвода автодорог и охранных зонах железных дорог. Под табу попадает также вход и въезд в леса для тех, кто не имеет специальных разрешительных документов.
Так называемые «сельхозпалы», которые запрещены в России постановлением правительства с ноября прошлого года, намерены взять под контроль в Рослесхозе. Ведомство уже подготовило соответствующий проект изменений в Кодекс об административных правонарушениях (ст. 8.32). Согласно ему, штрафы за выжигание хвороста, сухой травы и других горючих лесных материалов для граждан составят от 4 до 40 тысяч рублей, для должностных лиц – от 25 до 300, а для юридических – от 250 до 500 тысяч, сообщает «Российская газета».
В Рослесхозе отмечают: дело не только в величине штрафов. Не менее важна работа следственных органов и муниципальных властей, в том числе и с населением. Люди должны понимать, что они будут нести ответственность за поджог травы, который спровоцировал лесные возгорания.
- Огонь в результате палов сухой травы может не только перейти на лес, но и охватить населённые пункты. Во время таких пожаров гибнут и теряют кров люди, образуется вредный для здоровья смог, который висит над городами неделями. Например, сельхозпалы стали причиной прошлогодней трагедии в Хакасии, где сгорело больше тысячи домов и были значительные человеческие жертвы, – пишет «Российская газета».
Ежегодный ущерб от лесных пожаров оценивается примерно в 20 миллиардов рублей. В прошлом году более 80 % всех возгораний возникли по вине человека, в том числе и из-за поджогов сухой травы.
К слову, жители некоторых регионов в преддверии весенних сельхозработ уже начинают очищать свои участки.
- В регионах, где уже тепло – а это Краснодарский и Приморский края, Крым, Удмуртия – зарегистрированы первые лесные пожары в результате перехода огня от поджогов сухой травы. То есть запрет не соблюдается, – рассказали изданию в пресс-службе ФБУ «Авиалесоохрана».
Больше всего жгут сухостой в лесостепной зоне страны. Считается, что пал, помимо очистки земли, обогащает почву минеральными веществами от золы. Однако это не так, уверяют специалисты.
- Сухая трава не является преградой для молодой поросли. Напротив, её быстрое разложение весной превращает сухостой в ценный перегной. Сжигая траву, люди нарушают естественный процесс образования гумуса. После пала пускаются в рост самые неприхотливые, сорные травы. Гибнет вся полезная микрофлора почвы, в том числе и та, которая помогает противостоять болезням растений, – подчёркивают в «Авиалесоохране».
В этом году высокая пожарная опасность в лесах большинства регионов может сложиться уже в конце марта. Уже сейчас должны быть внимательны регионы Северо-Кавказского федерального округа, отмечает «Российская газета». По прогнозам специалистов, сложный пожароопасный сезон ждёт в этом году и Бурятию.