Поколение большого пальца
В наш век бешеного ритма жизни актуальность информации сокращается до нескольких минут – происходит событие, и по мановению рук волшебников-журналистов через пару минут новость уже «гуляет» в Сети. Через час она уже не актуальна, через день – никому не интересна. В погоне за сенсацией журналисты делают невозможное и работают на повышенных скоростях. Но так ли ценна оперативность? Еще пару лет назад статья в газете, которая начиналась бы со строк «вчера в городе Н произошло…» - о, это волшебное слово «вчера» было способно удвоить гонорар репортера, который так быстро среагировал и написал материал. Но сегодня этим уже никого не удивишь.
И до печатных СМИ у нынешнего поколения не доходят руки. Вся жизнь кипит на просторах Интернет. Как сказал декан факультета журналистики Уральского федерального университета Борис Лозовский на научно-практической конференции на тему общественного интереса, «сейчас поколение большого пальца – у всех смартфоны с мобильным интернетом и, поводив пальчиком по экрану, молодежь получает всю необходимую здесь и сейчас информацию».
Что представляет на сегодняшний день общественный интерес? СМИ, потакая, всеобщему любопытству к человеческому пороку, все больше разоблачает все самое ужасное и злобное, подливая масло в огонь при конфликтах, скандалах. Или показывает катастрофы так жутко, откровенно обнажая человеческую скорбь, страх, бессилие перед природной стихией, что человек, находясь в России, думает, что японские острова и вовсе смыло с лица Земли после очередного девятибалльного цунами. Не перегибают ли журналисты палку ради единственной своей подпитки – внимания читателя.
Думаю, концепция постепенно меняется, погоня за актуальностью сбавляет обороты, и журналисты теперь стараются найти свой посыл добра и света, или, наоборот, приводящую в чувства «пощечину» для читателя.
Возможно, сейчас такая функция журналистики, как простое информирование населения сдает позиции, ей на замещение приходит созидание и воспитание. Журналистика теперь не пытается разобраться кто прав, кто виноват, она рассказывает читателю что морально, а что – нет. Социально-значимая информация теперь имеет более высокую ценность, чем просто актуальная.
Екатерина Гусарова