Судьба пропавших без вести жителей Южной Осетии остается на повестке дня - Мурат Джиоев
Вопрос выяснения судьбы югоосетинских граждан, считающихся без вести пропавшими с 2008 года, является важным и актуальным, и поднимается на каждом раунде Женевских дискуссий, - сказал полномочный представитель президента Южной Осетии по вопросам постконфликтного урегулирования Мурат Джиоев.
Полпред сообщил, что в рамках визита в Южную Осетию сопредседателей Женевских дискуссий, дипломаты встретились с родственниками без вести пропавших граждан Южной Осетии.
Он напомнил, что недавно действующий председатель ОБСЕ, глава МИД Швеции Анн Линде совершила визит в Грузию, накануне которого югоосетинская сторона направила ей письмо, чтобы она, находясь в Грузии, подняла вопрос без вести пропавших граждан Южной Осетии.
«И как нас проинформировали представители ОБСЕ, они на встрече с официальными кругами Грузии и с генпрокурором этой страны поднимали вопрос без вести пропавших, и вроде получили заверения, что этот вопрос будет рассматриваться. То есть, рекомендации независимого эксперта Душана Игньятовича, приглашенного в свое время ОБСЕ, будут выполняться. Это очень важно, так как в рекомендациях четко указано, что пятеро молодых людей точно находились в руках грузинских силовых структур», - рассказал он.
Он добавил, что Игньятович работал по контракту, который с ним заключал ОБСЕ, и за время деятельности ему удалось подготовить три доклада, в которых четко зафиксировано, что трое молодых ребят – Плиев, Хачиров и Хугаев - находились в грузинской полиции и именно от Грузии надо искать следы их пребывания. «Даже есть видеоматериалы с их допросами на территории Грузии. Что касается другого без вести пропавшего - Кабисова, то он был задержан грузинскими силовиками в августе 2008 года, есть конкретные факты о его нахождении в руках грузинских силовых структур. Более того, даже есть решение Горийского суда о том, что его приговорили к штрафу 2,5 тыс. лари и якобы отпустили его из зала суда для того, чтобы он заплатил штраф. Он вышел из зала суда и пропал», - отметил Джиоев.
Полпред сообщил, что есть достоверная информация о нахождении на военной базе Вазиани (Грузия) гражданина Икаева.
«Там он пробыл несколько дней, и после его перевезли в Каспи и оттуда его след пропал. То есть пятеро граждан Южной Осетии точно находились в руках силовых структур Грузии. Но мы говорим не только об этих пятерых, а о более ста югоосетинских гражданах, которые считаются без вести пропавшими с 1991 года. И в этом направлении работает трехсторонний координационный механизм – Южная Осетия, Россия и Грузия под эгидой МККК, а Игньятович работал по поиску пропавших без вести после 2008 года», - разъяснил он.
Джиоев добавил, что в своих отчетах Душан Игньятович дал конкретные рекомендации - кого допросить в качестве свидетеля, а кого - в качестве обвиняемого и т.д. «И некоторые шаги в этом направлении были сделаны в свое время, но поскольку в Грузии и в прокуратуре люди часто меняются, каждый раз приходится начинать с нуля. Нынешний Генпрокурор Грузии, по словам сопредседателей, дал заверения, что возобновят работу по выяснению судеб без вести пропавших людей. В прошлом году из-за коронавируса Игньятович не приезжал в регион, но мы обратились к ОБСЕ с предложением продолжить с ним сотрудничество, пока не будет выяснена судьба этих ребят», - пояснил полпред.
По его словам, в поиске без вести пропавших граждан довольно активно работает и Международный Комитет Красного Креста (МККК), и представитель ОБСЕ на встрече сопредседателей подчеркнула, что они будут сотрудничать с МККК.