Парламентарии Южной Осетии обсудили строительство базальтового завода на территории республики
Вопрос строительства базальтового завода на территории Южной Осетии был вынесен на повестку дня прошедшего в четверг заседания Комитета парламента по промышленности, строительству, транспорту, связи и природным ресурсам. Как сообщает парламентская пресс-служба, вел заседание председатель профильного комитета Алан Алборов.
Первым с информацией по данному вопросу выступил вице-премьер – министр экономического развития РЮО Дзамболат Тадтаев.
«В Российской Федерации было создано инвестиционное агентство, которое рассматривало заявки югоосетинских предпринимателей на получение кредитов под 10 % годовых с целью реализации в Южной Осетии своих бизнес-планов. Одним из этих проектов является строительство базальтового завода на территории нашей республики. Параметры инвестиционного проекта на сегодняшний день составляют около 380 миллионов рублей на выпуск базальтового шнура. Предполагается создание не менее 50-ти рабочих мест. Проект будет реализован в 2021 году», - сказал Тадтаев.
Касательно темы экологичности производства вице-премьер отметил, что всякое производство, ориентированное на переработку и создание какого-либо продукта, определённым образом наносит вред экологии.
«При строительстве любого завода проводится государственная экспертиза на проектную документацию. Такая экспертиза получена и на проектную документацию, и на строительство данного завода. Если бы в представленном инвестиционном проекте были выявлены определённые нарушения в сфере экологической безопасности, экспертизу бы проект не получил. В любом случае производство будет наносить определённый урон экологии, но с целью ликвидации этих последствий бизнес-проектом и последующей эксплуатацией этого проекта, предусмотрены факторы, устраняющие их. Но сегодня сказать, будет это безопасно или нет, я как гражданин РЮО, не могу. А с точки зрения профессионального подхода мы должны понимать, что поднимать вопрос об экологичности, не посмотрев сам цикл производства, мы не можем, так как в данном направлении у нас нет ни исследовательских институтов, ни специалистов», - добавил Дзамболат Тадтаев.
Но, по словам Тадтаева, у нас есть экологические и надзорные ведомства, которые должны ежемесячно и ежеквартально проверять данное производство с целью предупреждения вредных выбросов. Также было отмечено, что ни одного рубля из Государственного бюджета Южной Осетии в данный проект не заложено.
Далее слово было предоставлено главе Югосетпотребнадзора Марине Кочиевой, которая тоже отметила, что любое производство наносит определенный урон экологии, а все, что касается экологии, в конечном итоге может сказаться на здоровье человека. Она также представила позицию Югосетпотребнадзора по данному вопросу.
«Когда данный предприниматель обратился к нам несколько лет назад, у нас не было расширенного понимания о том, что такое базальтовое производство. Нам был представлен аналогичный проект действующего производства в Челябинской области. С учетом того, что не было никаких первичных документов, кроме проекта действующего завода, который нам просто показали, с нашей стороны была дана просто справка, что на данной территории может быть ровно такой же мини завод. Так как санитарная служба выдает заключение только на санитарно-защитную зону, нас интересовала только она. Все остальное не наша компетенция, есть другие соответствующие службы. В том проекте расстояние санитарно-защитной зоны составляло 100 метров, и тем самым завод подходил под выбранное место, - сказала глава Комитета.
Кочиева отметила, что через какое-то время, в ведомство были представлены документы, и в них не было проекта санитарно-защитной зоны, но было положительное экологическое заключение.
«Объяснили отсутствие данного документа тем, что объект относится к четвертой группе опасности и на него не требуется проект по санитарно-защитной зоне. Но постаравшись разобраться в положительном заключении экологической экспертизы, был найден ряд замечаний по выбросам, элементам и по мощности завода, которые в ней указаны», - отметила она.
Как добавила Марина Кочиева, Комитет пришел к выводу, что данный объект относится к третьему классу опасности (чем меньше класс опасности, тем он опаснее, вреднее).
«Еще раз подчеркну, что это экологическая экспертиза и здесь могут быть другие мнения, более узких специалистов. Мы же своё мнение выразили, что это третий класс, где санитарно-защитная зона уже составляет 300 метров. В любом случае, надо понимать, что это всё пока что на бумаге, и пока производство не заработает и не будут произведены соответствующие замеры атмосферного воздуха и почвы, точного ответа мы дать не можем», - сказала Кочиева.
Свое мнение высказал глава комитета экологического, технологического и строительного надзора Южной Осетии Таймураз Кулухов. Он отметил, что комитет может рассматривать строительство объекта, имеющего государственную экологическую экспертизу и подходящего под ряд параметров, обозначенных в градостроительном кодексе (по его словам, примерно, больше трех этажей и более 1500 квадратных метров).
«Что касается базальтового завода, то он имел негосударственную экологическую экспертизу и по параметрам не подходил под строительный надзор нашего ведомства, в связи с чем мы направили ответное письмо, что данный объект не подлежит строительному надзору. Единственное что мы могли контролировать и контролировали - это ход строительных работ, чтобы во время строительства не загрязнялась прилегающая территория», - добавил Кулухов.
На вопрос Алана Алборова, заданный Кулухову как специалисту-экологу, о том, какой же по его мнению класс опасности у данного предприятия, он ответил, что это не их прерогатива давать оценку, так как на это есть соответствующие организации. «Насколько я помню, в проектной документации были обозначены все четыре класса опасности, но в пределах допустимой нормы», - подчеркнул эколог, и добавил, что в данном случае целесообразнее провести независимую экспертизу.
Алан Алборов выразил обеспокоенность тем, что в этом году производство должно заработать, но ни у одного из профильных ведомств нет четкого понимания - насколько это вредно или наоборот.
Оба представителя надзорных ведомств еще раз отметили, что стопроцентные данные о вреде производства можно будет предоставить только после того, как оно заработает. Также Марина Кочиева добавила, что ответственность лежит на инвесторе, и если что-либо пойдет не так, то никто молчать и закрывать на это глаза не будет.
Со своей стороны, глава Комитета парламента по экономике, малому предпринимательству и сельскому хозяйству Алан Техов подчеркнул, что данный подход неуместен, так как в таком случае предприниматель рискует потерять вложенные инвестиции, которые ему потом придется выплачивать кредиторам.
Дзамболатом Тадтаевым был представлен ряд аргументов, которые по его мнению должны отбросить сомнения об опасности завода. «Первое:С точки зрения социально экономического развития то, что в данном направлении строятся и развиваются реальные секторы экономики - для нас позитивно. Второе :банковские структуры РФ, не удостоверившись в документах и заявленных мощностях с заявленными параметрами, не кредитовали бы этот проект. Третье: у нас есть процедура ввода в эксплуатацию всех объектов после строительства, в соотвстствии с которой должны подтверждаться и экологическая безопасность, и санитарная. Если объект не подтвердит все заявленные мощности, он не получит разрешение на эксплуатацию. И говоря о том, реализуется завод или нет, мы должны понимать, что вся ответственность и риски лежат на инвесторе», - сказал Тадтаев.
Свою обеспокоенность строительством небезопасного производства, практически над городом выразили также глава общественной организации «Зеленая Алания» Залина Габаева, представитель общественности Валентина Чабиева и депутат Давид Санакоев.
Председатель Комитета по геологии, геодезии, картографии, экологии и природопользованию Южной Осетии Бала Бестауты также посчитал, что следует пригласить независимого эксперта. По его словам, с их стороны, кроме землеотвода, никакие бумаги не подписывались, все экспертизы и документы к проекту были проведены и собраны в РФ. «По моему личному мнению, если бы завод был безопасен, то его бы построили там, откуда планируется завозить базальт для переработки», - сказал он.
После долгого обсуждения члены Комитета пришли к решению рекомендовать правительству создать комиссию из профильных ведомств, которая даст заключение о классе опасности завода и представит его в парламент.
В работе Комитета приняли участие депутаты Алан Техов, Иван Сланов, Алан Гаглоев, Ацамаз Бибилов, Елена Джиоева, Константин Кисиев, Давид Санакоев, Ибрагим Валиев, Арсен Квезеров и Дмитрий Котаев, а также полномочный представитель правительства в парламенте Зураб Кокоев.