Позиция России в отношении независимости Южной Осетии неизменна и ревизии не подлежит - Марат Кулахметов
Развитие российско-югоосетинских отношений за 13 лет признания, их перспективы, политическая ситуация в регионе, новые вызовы и другие вопросы - к празднованию Дня признания независимости Южной Осетии Россией посол РФ в РЮО Марат Кулахметов дал интервью информагентству «Рес»
- 26 августа в Южной Осетии отмечают 13-летие признания независимости Республики Южная Осетия Российской Федерацией. Как Вы оцениваете развитие российско-югоосетинских взаимоотношений за эти годы?
- Положительно со всех точек зрения. Начнем с межгосударственных отношений. За минувшие годы мы существенно укрепили взаимодействие, основанное на принципах союзничества, и отраслевое сотрудничество по всем направлениям, создали заделы для дальнейшей работы. Солидный опыт совместной работы предыдущих лет позволяет обходить те проблемы, с которыми мы сталкивались раньше. Политический диалог на различных уровнях, включая высший, носит регулярный и насыщенный характер. Отмечу эффективность взаимодействия по парламентской линии. 20 апреля с.г. в Цхинвале состоялось очередное заседание Комиссии по сотрудничеству между Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и парламента РЮО. Здесь уместным будет вспомнить о масштабных планах наших стран по дальнейшей гармонизации законодательства, в том числе в налоговой сфере. Прорабатывается возможность заключении двустороннего соглашения об избежании двойного налогообложения.
Продолжается плотная совместная работа по укреплению двусторонней договорно-правовой базы, которую на данный момент формируют более 120 межгосударственных и межправительственных соглашений и протоколов, межрегиональных и межведомственных документов. Только в этом году мы подписали: в феврале – соглашение о порядке исчисления выслуги лет для назначения ежемесячной надбавки за выслугу лет военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, протокол о внесении изменений в соглашение о порядке и условиях софинансирования за счет средств РФ повышения зарплаты работников государственных и муниципальных учреждений РЮО от 5 декабря 2016 г. и протокол к этому соглашению.
Тем самым реализуется задача по повышению среднемесячной заработной платы до уровня зарплат 2021 г. работников СКФО. В июне было подписано и соглашение о порядке и условиях софинансирования за счет средств Российской Федерации повышения уровня оплаты труда работников органов государственного управления РЮО.
Все предусмотренные этими документами меры направлены на повышение благосостояния народа Южной Осетии, социальную поддержку граждан, и как следствие – на развитие экономики страны в целом. Во многом, эти важные достижения достигнуты благодаря кропотливым ежедневным трудом администраций президентов наших стран, аппаратов правительств, профильных министерств и ведомств, налаженным механизмам выработки и согласования совместных решений, координации деятельности «на местах», повышению исполнительской дисциплины, если хотите. Пандемия нового коронавируса, внесшая коррективы в нашу совместную работу, частично перевела работу в дистанционный режим, но не сказалась на ее темпах и субстантивном наполнении. Здесь хотел бы поблагодарить руководство республики и югоосетинских медиков за оказание содействия российским военным и гражданским специалистам, прибывшим в республику для реализации мер по борьбе с COVID-19.
Несмотря на объективные затруднения в итоге мы имеем беспрецедентно высокий уровень координации, в том числе в реализации инвестиционных программ социально-экономического развития Южной Осетии. Важное значение, несомненно, будет иметь реализация двустороннего соглашения об урегулировании двойного гражданства, готового к подписанию.
Успешно продолжается совместная с Цхинвалом работа по реализации Договора о союзничестве и интеграции – по разным направлениям, к сожалению, не везде интенсивно, насколько хотелось бы. Тем ценны для всех нас реальная отдача от выполнения этого международного договора. Будь то строительство зданий и дорожной инфраструктуры, реформирование силовых ведомств и повышение обеспеченности их сотрудников, создание совместного центра внутренних дел, формирование госрезерва Южной Осетии, формирование в республике системы государственной службы с российским участием, таможенная интеграция, над которой еще предстоит поработать, или продвижение контактов по молодежной линии, в сфере гуманитарного и культурного сотрудничества. Словом, с учетом достигнутых за последние годы результатов, можно по праву оценить достигнутую степень интеграции России и Южной Осетии как высокую. Это в полной мере отвечает нашим общим стратегическим целям, чаяниям и потребностям наших стран.
Упомяну и повышение профиля нашего взаимодействия на международной арене. Наша общая победа – признание Южной Осетии еще одним членом ООН – Сирией. Нельзя забывать и про усилия наших дипломатов на площадке Женевских дискуссий по вопросам безопасности и стабильности в Закавказье.
- Какие меры нужно предпринять для укрепления позиций Южной Осетии на международной арене?
- Вначале скажу, что положение Южной Осетии на мировой арене, вопрос укрепления ее внешнеполитических позиций в нынешней непростой внешней конъюнктуре – предмет нашего постоянного и предметного обсуждения с югоосетинскими друзьями. Продолжается диалог на высшем уровне и на уровне министерств иностранных дел наших стран. Рассматривались эти темы и на встрече Сергея Лаврова и Дмитрия Медоева в Москве 25 января с.г. Важный шаг в сближении позиций и укреплении координации внешнеполитической работы – подписание министрами плана межмидовских консультаций на 2021-2022 гг., который мы уже начали претворять в жизнь.
Убежден, что в приоритете должна оставаться работа в рамках Женевских дискуссий по безопасности и стабильности в Закавказье и Механизма по предотвращению и реагированию на инциденты на грузино-югоосетинской границе. Напористое и аргументированное доведение югоосетинской делегацией своей позиции делает свое дело. Мы сообща добились того, что югоосетинская сторона воспринимается как полноправный партнер, со своими интересами и подходами к решению международных и региональных проблем. Продолжаем настойчиво закреплять их на той позиции, что они ведут диалог с самостоятельным, независимым и полноправным членом международного сообщества. Нравится это кому-то, или нет.
Это – подтверждение той исторической данности, которую мы имеем в Закавказье сегодня. И ни Грузия, ни Запад не в состоянии ее изменить.
Думаю, немало в создании позитивного имиджа республики зависит от наших югоосетинских друзей. Для этого есть медийные ресурсы, в том числе англоязычные. К слову, хотелось бы отметить усилия представителей МИД РЮО в Италии, в том числе по распространению знаний о Южной Осетии и правдивой информации о событиях сентября 2008 г. в СМИ и итальянском сегменте социальных сетей. Пропагандистская и просветительская отдача от такой работы крайне велика. По линии посольств и Русских домов содействуем их усилиям по популяризации культуры и искусства Южной Осетии в странах Западной Европы. Такие события тоже не остаются незамеченными западноевропейской общественностью.
Надо доносить до западной, да и мировой тоже, аудитории больше информации о достижениях республики, ее успехах в строительстве независимого государства. Это ломает устоявшиеся стереотипы, насаждаемые радикалами и русофобами на Западе. Для России важно, чтобы такая медийная работа позволяла нейтрализовать попытки Запада и Грузии дискредитировать наши союзнические отношения, очернить поддержку, оказываемую Российской Федерацией Южной Осетии измышлениями о «внешнем контроле» и «кураторстве».
Перспективный трек – развитие отношений Южной Осетии с государствами ЕАЭС. Думаю, не ошибусь, если скажу, что степень ее интеграции с Россией по целому ряду направлений близка к той, которую мы имеем со странами Союза, что формирует важный задел на будущее, когда будут окончательно устранены политические барьеры для подключения Южной Осетии к нему в той, или иной форме. Это – вопрос времени. На данном этапе с членами ЕАЭС следует активнее налаживать гуманитарные и культурные контакты, контакты по молодежной линии и связи между неправительственными организациями, способствовать установлению контактов между людьми, сближать тем самым народы евразийской семьи. Апробированных форм такого взаимодействия немало, и могу сказать, что в Южной Осетии к этому готовы. Перспективная идея, на мой взгляд, - подключение Южной Осетии к работе Парламентской ассамблеи СНГ. Она уже обсуждалась в рамках нашей двусторонней парламентской комиссии. Разумеется, ратуем за расширение сотрудничества с государствами, признавшими суверенитет Южной Осетии, расширение связей с парламентскими и общественными структурами западных стран, особенно тех, где проживает осетинская диаспора.
- Какие задачи были поставлены перед российским дипломатическим ведомством изначально, и изменились ли они за эти годы?
- Принципиальной трансформации задач на югоосетинском направлении не произошло. Постоянно идет оценка эффективности тех механизмов и программ, которые были запущены ранее, актуализация поставленных ранее руководством наших стран задач. Основная цель российской дипломатии остается прежней – оказывать республике всемерное содействие в укреплении ее позиций на международной арене, помочь ее выводу из международной изоляции вопреки противодействию этим процессам со стороны Грузии и некоторых западных стран. Другая важный момент – выполнение взятых Россией обязательств перед Южной Осетией, прежде всего по Договору о союзничестве и интеграции от 18 марта 2015 г. Анализ его реализации показывает, что пробелов на пути интеграции наших стран с каждым годом становится все меньше. И это не может не радовать.
Конечно, появление новых вызовов и угроз в мировой политике постоянно диктует необходимость «сверки часов» между МИДами наших стран. Это регулярно происходит в ходе упомянутых мною контактах.
- НАТО периодически проводит масштабные учения на территории Грузии, что не может не беспокоить Южную Осетию. Последний раз они проходили совсем недавно - с 26 июля по 6 августа, и стали десятыми по счету. В многонациональных учениях «Agile Spirit - 2021», приняли участие 2500 военнослужащих из ряда стран, в том числе около 1500 грузинских и 700 американских военнослужащих. Такое же наблюдалось и в канун августовской войны. Можно ли опасаться повторения 08.08.08.?
- Политический расклад в Грузии, ее постоянная милитаризация при содействии западных партнеров, агрессивная пропаганда дают основания для опасений на сей счет. Наталкивают на такие мысли и учения, традиционно проводимые на территории Грузии в канун священной для осетин и всех россиян даты 8 августа, когда кликой М.Саакашвили была развязана военная авантюра. Это, если хотите, очевидный вызов и России и Южной Осетии, да и всему цивилизованному миру, который со стороны, как бы ему не придавали видимость оборонительных военных маневров, выглядит как демонстрация силы, не исключающей ревизию нынешнего регионального миропорядка, прямой намек на то, что статус кво с Южной Осетией не является незыблемым. Подобные проявления, равно как и не прекращающаяся провокационная деятельность Грузии на границе с республикой, заставляет и нас и наших югоосетинских друзей принимать адекватные меры с целью не допустить повторения ситуации августа 2008 г. На это направлены и политико-дипломатические и военные меры.
На Западе упорно отказываются понимать, что своим постоянным «подогревом» Грузии извне, снабжением ее деньгами и оружием, он сам ведет дело к расшатыванию ситуации как в этой стране, далеко не столь стабильной с внутриполитической точки зрения, как напротив это пытаются нам представить западные СМИ. Именно поэтому мы настойчиво говорим в Женеве о необходимости заключения с Южной Осетией и Абхазией юридически обязательных документов о неприменении силы, которые должны содержать четкие гарантии безопасности РЮО. Последовательно доносим также мысль о необходимости отказа от поставок в Грузию наступательных видов вооружения. Добиваемся, чтобы международное сообщество было едино в этом вопросе, признало новые геополитические изменения, сложившиеся в Закавказье после августовских событий 2008 года.
И наконец, поняло, что попытки грузинской стороны всякий раз примерить на себя роль «жертвы агрессии» - не более чем политическая игра. В Тбилиси по-прежнему действует путем ультиматумов и пропагандистских ухищрений не только на международных площадках. Достаточно примеров массированного воздействия на публичное мнение при помощи фейковых вбросов и явных фальсификаций. В том же ключе выстраиваются и традиционно разворачиваемые Тбилиси информационные кампании в связи с годовщинами трагических событий августа 2008 г., шумиха по поводу необходимости принятия Грузии в НАТО с целью сдержать «агрессивную» политику России. Сюда же относит «обработку мозгов» внутри страны путем создания по периметру границы с РЮО «музеев оккупации», шоу с раздеваниями у границы с Южной Осетией. Это все делается для того, чтобы у западных кураторов не пропал вкус к смакованию темы «российской оккупации». Видимо, только тогда грузинским властям спокойно на душе, и они чувствуют себя частью «евроатлантической семьи».
- В Совбезе ООН, в преддверии 13-й годовщины августовской войны было распространено заявление США, Великобритании, Франции, Эстонии, Ирландии, Норвегии и Албании, в котором они призвали Россию отозвать признание независимости Южной Осетии и Абхазии, а также вывести с территории этих республик свои вооруженные силы. Насколько правильным является это требования с точки зрения международного права? И как Вы относитесь к данному заявлению?
- Признание другого государства, либо отказ от него – прерогатива суверенного государства, поэтому всякие ультимативные требования или рекомендации здесь просто неприемлемы, тем более с трибуны столь авторитетной международной организации, которые в теории вообще не имеют отношение к вопросам такого рода, ибо сами международные организации не вправе признавать государства или отзывать их. Российские представители четко выразили и обосновали наше отношение к этому демаршу, появившемуся
4 августа. Повторяться, думаю, нет необходимости.
В этом случае, на мой взгляд, было важно в очередной раз дать понять США и всем тем, кто присоединился к заявлению, что позиция Россия в отношении независимости Южной Осетии неизменна и ревизии не подлежит. И никакие попытки одернуть нас, в стенах какой бы то там ни было организации это не происходило, или с сайтов постпредств при ООН не транслировалось, все равно не способны сломить наше стремление к миру, безопасному сосуществованию, справедливому миропорядку, основанному на примате международного права. Это собственно, и было сделано, в том числе на ооновской площадке. Вообще имеет место парадоксальная ситуация, когда государства-члены ООН выступают в защиту одного государства-члена, нарушившей нормы устава этой же организации. Впрочем, удивляться особо нечего, мы не раз сталкивались с подобным игнорированием со стороны Запада в других частях мира и его двойными стандартами. Возьмите Косово, к примеру, или ситуацию на Востоке Украины.
А западным партнерам посоветовал бы прислушаться наконец к совету представителя МИД России, который был дан на очередном брифинге для СМИ 5 августа с.г., - стимулировать Тбилиси к установлению и поддержанию равноправного и взаимоуважительного диалога с Сухумом и Цхинвалом. Он как нельзя актуально прозвучал в преддверии очередной годовщины признания обеих республик суверенными независимыми государствами. Именно на это должны быть направлены усилия международного сообщества, в том числе в рамках женевского процесса. А пока мы слышим лишь огульные и провокационные обвинения в адрес России. Иногда так и хочется спросить западников, а не пора ли заняться делом, господа?
- Благодаря огромной помощи России Южной Осетии, разрушенная республика, можно сказать, в короткие сроки восстановилась и продолжает развиваться и строиться. Ваши пожелания народу Южной Осетии ...
В первую очередь, не останавливаться на достигнутом. Идти вперед в достижении поставленных республикой целей. Россия помогает ей в этом всеми силами и будет делать это в будущем.