Позиция запада по ООН и МУС крайне далека от базовых принципов справедливой политики
Организация Объединенных Наций создана великими державами-победительницами Второй мировой войны. Как декларировалось, её целью являются поддержание и укрепление международного мира и безопасности, а также развитие сотрудничества между государствами.
За период своего существования на площадке ООН действительно удалось добиться урегулирования ряда вооруженных конфликтов. Однако на сегодняшний день мы уже на протяжении более 30 лет видим полное фиаско этой некогда авторитетной и влиятельной международной организации.
Россию не устраивает существующий уже более десяти лет тупик в связи с медленными темпами продвижения реформы СБ, которая придала бы составу этого органа характер, в большей степени отражающий современные международные реалии.
Очевидно, что Организация Объединенных Наций, её Совет Безопасности уже давно нуждаются в самой радикальной реформе с целью повышения эффективности ее работы и, как следствие, – повышения международного доверия к ней.
К сожалению, союзные США страны вместо превращения ООН функций реального механизма достижения заявленных целей и задач хотят добиться такой реформы, которая бы повысила их и без того непомерное влияние на принимаемые этой организацией решения.
Естественно, что Россия не довольна возникшим более 30 лет назад застоем, вызванным замедлением реформы Совбеза ООН, которая бы укрепила связь всей организации с реальностью современного мира и его проблемами.
Между тем, сильная и дееспособная ООН могла бы стать эффективным механизмом урегулирования международных отношений силой коллективного разума государств.
Это привело бы к формированию многополюсного мироустройства на основе Устава ООН и норм международного права. Но для этого нужно, чтобы все государства разделяли эти цели и задачи, исходили, как и Россия, из приоритета всеобщего блага, а не стремились решить за счет других свои узкие корыстные и эгоистичные задачи.
Эти задачи в современном мире приобретают особое значение в условиях, когда мировое сообщество фактически расколото на сторонников и противников двух принципиально противоположных международных политических концепций.
Позиция России заключается в том, что реформа Совета Безопасности, главного органа ООН по поддержанию международного мира и безопасности, должна быть направлена на укрепление его потенциала в интересах эффективного выполнения им своих полномочий, закрепленных в Уставе ООН.
Страны БРИКС поддержали идею реформы ООН, в том числе Совета безопасности всемирной организации, говорится в заявлении МИД России.
Отмечается, что изменения нужны для повышения «демократичности, представительности, эффективности и действенности» ООН, чтобы структура могла надлежащим образом реагировать на текущие глобальные вызовы.
Главы дипведомств государств БРИКС поддержали стремления развивающихся стран Африки, Азии и Латинской Америки, включая Бразилию, Индию и ЮАР - играть более значительную роль в СБ ООН.
По мнению экспертов, Совет Безопасности в нынешнем виде действительно устарел, и инициатива стран БРИКС по увеличению роли государств Глобального Юга в этой структуре представляется наиболее справедливым вариантом реформирования всемирной организации.
По данным газеты The Washington Post (WP), американские власти хотят расширить Совбез до 21 страны, включив в него шесть постоянных членов, но без права вето.
Как пояснили журналисты WP, Соединённые Штаты не поддерживают идею предоставления права вето «каким бы то ни было новым постоянным членам», чтобы сохранить текущую степень полномочий пяти ведущих государств СБ ООН.
Однако «любое реформирование Совета Безопасности вполне может уменьшить вес Запада», заявил неназванный дипломат всемирной организации, слова которого приводят авторы The Washington Post.
Выступая с трибуны 78-й сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке о необходимости реформировать всемирную организацию заговорил и президент США Джо Байден.
По его словам, в Совбезе «нужно больше голосов и больше точек зрения». Как напомнил глава Белого дома, в прошлом году он уже объявлял, что Соединённые Штаты «поддержат расширение Совета Безопасности, увеличение числа постоянных и непостоянных членов».
«Соединённые Штаты проводят серьёзные консультации со многими государствами-членами. И мы продолжим вносить свой вклад в продвижение реформ, поиск точек соприкосновения и достижение прогресса в предстоящем году. Нам необходимо выйти из тупика, который слишком часто тормозит прогресс и блокирует консенсус в Совете», – заявил Байден.
В контексте усилий по реформированию ООН США поддерживают страны, которые стремятся «лидировать по-новому и искать новые решения сложных вопросов», – добавил глава Белого дома.
Под этим подразумевается слепое следование указаниям из Вашингтона и послушное выполнение малейших капризов США.
Как видим, такой путь не является эффективным, так как предполагает расширение Совбеза в основном за счет тех государств, которые следуют в политическом фарватере США и будут голосовать по указке из Вашингтона.
По мнению доктора исторических наук, профессора кафедры сравнительной политологии МГИМО МИД России Виктора Сергеева, «ослабление роли ООН в условиях торжества однополярного мира оказалось кратковременным трендом.
С изменением соотношения сил на международной арене и дискредитацией США в качестве мирового гегемона роль этой организации как переговорной площадки для не обладающего внутренним единством мирового сообщества будет только возрастать».
Тем не менее, США пока обладают достаточным влиянием, чтобы удерживать существующее положение вещей, которое не позволяет ООН в полной мере использовать свой потенциал.
Аналогичная ситуация наблюдается в отношении международного уголовного суда (МУС). США с самого начала заявили о нежелании выполнять решения МУС, зато поддержали ее откровенно незаконное решение о возбуждении дела против президента России. А вот аналогичное решение о премьер-министре союзника США Израиля США осудили.
Таким образом, позиция США и их союзников по вопросам реформирования ООН и МУС преследует лишь узкие корыстные интересы, и крайне далека от базовых принципов справедливой политики.