Доныскъæфæн. Традиция, как мостик между прошлым и настоящим
Народный праздник Доныскъæфæн начинается в ночь с 18 на 19 января
Интересной особенностью народных и церковных праздников является их визуализация. Именно яркое внешнее оформление делает их притягательными для людей, становясь одним из инструментов вовлечения в пространство веры новых последователей. Одним из ярких эпизодов сакральной обрядности, которой придерживаются осетины, является Доныскъæфæн, на этот период также приходится христианское Крещение.
У осетин издревле существует обычай, Доныскъæфæн, что можно перевести, как «быстрое принесение воды». Обычно этот эпизод календарной обрядности привязывают к христианскому Крещению Господню, которое отмечается каждый год несменяемой датой 19 января. Однако, несмотря на определенное сходство, есть и существенные отличия.
Вот как описывает этот ритуал в «на-родном прочтении» известный исследователь осетинского быта Вс.Миллер: «Рано поутру кто-нибудь из женщин, захватив с собою три лепешки и сыру, идет к воде и произносит молитву. Принеся воды, она будит домашних со словами: «вставайте, я принесла вам воды медовой и маслянистой!». Все встают, моются в принесенной воде, садятся, и принесшая воды делит между ними лепешки. За водой обыкновенно ходить младшая из невесток или девушка или, если нет девушки в доме, – мальчик».
В качестве ритуальной пищи могли быть не только лепешки, но и фигурные печения из ячменя и пшеницы – деда-тæбасилтæ или из солода – задын-тыппыронтæ. В воду бросали куски этой выпечки, а также кусок сыра или жира, зерна злаков – все это считалось жертвой покровителю водной стихии.
Вода, которую приносили в этот день в дом, считалась сакральной. Ею пользовались для очищения, ведь она, как подательница всех благ, должна была обеспечить благосостояние семьи, дома и их хозяйства. Поэтому каждая семья спешила принести эту ценность скорее домой. Возможно, этим фактоми объясняется народное название праздника Доныскъæфæн – время «быстрого принесения воды».
Причем понятие «принесение» здесь имеет окраску соревновательности. Действительно, в стародавние времена представители каждой семьи в Осетии-Алании старались как можно быстрее спуститься к роднику, и первыми принести в дом свежей воды. При этом живительную влагу следовало набирать при полном молчании. Это правило, очевидно, имело какое-то сакральное значение.
В последние годы многие придерживаются еще и православной традиции: поход в церковь за освященной водой и крещение в реке. Или просто купание в холодной речной воде.
Порой приходится слышать мнение, что, мол, праздник принесения воды это всего лишь калька с православного Крещения. Действительно, некоторые осетинские народные религиозные праздники имеют в том числе и «православную» основу, но в отношенииДоныскъæфæн это едва ли верно.
И совпадение по дате вовсе не аргумент.
Тут бы нам хотелось обратиться к истории утверждения христианского Крещения. После поста и странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крестить (очищать) людей в водах. В этот день – по православной традиции это 19 января – к берегам реки пришел сам Иисус Христос, и Иоанн приобщил его к обряду омовения-очищения. Позже установилась традиция проводить в этот день погружения в воду. В православной церкви перед этим необходимо освятить водный источник, а если река замерзла, то вырубить в ней купель. Освящение происходит посредством молитвы и опусканием в воду креста.
В новое время в Южной Осетии Крещение по православному канону также стало общепринятым. При этом даже установилось разграничение по водным источникам между православными церквями, представленными в Республике. В реке Большая Лиахва паству крестит клир юго-осетинской Аланской епархии, а на Малой Лиахве – священники представительства Русской православной церкви.
Традиция приобщения к церкви граждан на Крещение была возрождена в Южной Осетии уже после распада СССР. В Советском Союзе не было места иной идеологии, кроме советской и иной веры, кроме веры в коммунизм. Хотя эти ограничения по приобщению к религии были утверждены не сразу.
Сохранился документ, в котором ктитор (жертвователь) армянской церкви Аршак Ованов просит руководство Юго-Осетинской автономной области разрешения установить на берегу реки Лиахва в черте города Цхинвал будку для желающих совершить обряд крещения. К этой будке была подведена вода, и здесь, укрываясь от любопытствующих взоров, граждане принимали крещение. Эта просьба, кстати, была удовлетворена, под разрешительной резолюцией стояла подпись руководителя партийной организации автономии А.Джатиева.
Дата – 17 января 1923 г. Но пройдет немного времени и участие в обряде крещения станет серьезным проступком для советских граждан. К примеру, 22 сентября 1948 года решением Ленингорского районного комитета Компартии Южной Осетии зав. отделом народного образования Ленингорского райисполкома Джиоев К. М. был снят с работы и ему объявлен строгий выговор с занесением в учетную карточку «за неприятие мер, предотвращающих случаи крещения детей».
Причиной такой экзекуции послужил факт крещения дочери учительницы школы пос.Ленингор Кибиловой Е.В. В отношении Джиоева К.М было указано: «Что он, зная еще раньше два-три месяца о замысле семьи и родственников о крещении детей, не придал этому факту никакого значения и не принял мер для предотвращения этого случая». Досталось и другим причастным: прокурору района Плиеву Д.В. и старшему зоотехнику Асатиани Г.В. Было указано – за притупление бдительности. Оба эти товарища оказались в числе гостей за пиршественным столом, устроенным по поводу крещения в семье учительницы Кибиловой Е.В.
Сегодня же Крещение является обычным явлением, став частью новогодней праздничной недели. Что же касается Доныскъæфæн, то этот обычай остается незыблемой традицией для осетинского народа.