Прощание с медициной. Что случилось в Еврейской автономной области...
Продолжают поступать новости с «полей оптимизации» отечественной медицины. Правда, в случае с российским здравоохранением, уместнее будет выражение «остатки медицины», потому что если она еще не угроблена целиком, то заслуга в этом отнюдь не чиновников, призванных отвечать за эту отрасль – уж они-то стараются, не покладая рук, лишь бы поскорее добить ее.
Помните нашумевшую историю в городе Облучье Еврейской автономной области, когда заявление на увольнение написали сразу все сотрудники «Скорой помощи», не желающие класть головы на плаху всеобщей вакцинации? Тогда, как и всегда в случае громких скандалов, было много разговоров о состоянии медицины в той же Еврейской автономии (крайне плачевном состоянии, необходимо отметить), но разговоры так и остались разговорами, а чиновничья машина продолжила работу.
И вот ее очередной «победный» результат: сначала сразу трое хирургов областной больницы в ЕАО написали заявление об уходе по собственному желанию, а буквально следом за ними уже семь (!) реаниматологов решили покинуть больницу. Если это не ЧП, как минимум, областного масштаба, то что тогда вообще называть чрезвычайным положением? В Еврейской автономной области и без того наблюдается хроническая нехватка врачей, в первую очередь – узких специалистов: об этом свидетельствует хотя бы список вакансий, опубликованный на сайте областной больницы. Если верить ему, то не закрытыми на сегодняшний день остаются 50% вакансий узких специалистов! По большому счету можно говорить о том, что возможности попасть на прием к тому или иному специалисту жители области лишены в принципе.
И все же, когда сразу 11 медиков, да еще и в разгар широко разрекламированной «пандемии», решают сменить место работы, должны же быть у этого демарша какие-то уважительные причины?
Телеграмм-канал «Медицинская Россия» так описывает ситуацию: «Сотрудники областной больницы в ЕАО попросили сменить главврача, чтобы избежать увольнений. В начале декабря из областной больницы Еврейской автономной области уволились все три хирурга хирургического отделения, а с 15 декабря в полном составе ушли специалисты врачебной комиссии. Сотрудники медучреждения написали петицию с просьбой сменить глоавврача. Цитата: с приходом нового главного врача Стороженко Е.В. не решены рабочие и кадровые вопросы поликлиники. За время ее работы многие сотрудники учреждения подали заявления на увольнения, и это в условиях дефицита кадров и напряженной ситуации с коронавирусом. В поликлинике отсутствует руководитель поликлиники, руководители терапевтического звена и узких специалистов, отделения профилактики, старшая медсестра поликлиники и старшая медсестра участковой службы. Учитывая кадроввый дефицит и нагрузку на сотрудников, участвующих в работе учреждения: обслуживание вызовов на дому, работа фильтр-бокса в соответствии с утвержденным графиком в праздничные и выходные дни, прививочная кампания, сотрудники поликлиники за свою работу за фактически отработанный месяц ноябрь 2021 года не получили соответствующих выплат».
Прерву ненадолго цитирование обращение медиков, потому что хочу обратить ваше внимание на несколько важных моментов, неплохо иллюстрирующих суть всего происходящего в современном российском здравоохранении. В первую очередь, очевидно, куда привел нас всех курс на прославление в обществе профессий, далеких от служения обществу: все меньше людей стремятся учиться с прицелом на будущее, чтобы приобрести специальность, полезную для ближнего – большинство интересует лишь быстрый и легкий заработок. Откуда тут возьмутся новые врачи, медсестры, санитары? А если кто и появится, то это будут врачи «нового образца», заточенные на оказание платных услуг, а не помощь ближнему. Учитывайте все это, когда в следующий раз чиновники будут рассказывать вам о дефиците кадров в здравоохранении, а ковидобесы – обвинять вас же в повышенной нагрузке на медиков.
Во-вторых, посмотрите, в каком направлении движется «прекрасная» путинская РФ? Прямиком во времена самого дикого капитализма, когда хозяин старается выжать максимум из рабочих, не считаясь с необходимостью восстанавливаться и отдыхать между сменами. Вот она – причина диких переработок врачей, когда сначала значительную часть медиков «оптимизируют», а оставшихся заставляют работать на две, три ставки, трудиться по совместительсву, маня «ковидными» надбавками. То, что врачи соглашаются на такой расклад и не протестуют – это уже вопросы к ним. Не исключено, что какая-то их часть надеется выиграть в своеобразной «лотерее», оказаться расторопнее и удачливее коллег, и все-таки урвать кусок от выплат, положенных за борьбу с коронавирусом. Ничего личного, просто бизнес. Для иллюстрации последнего тезиса приведу рассказ автора канала в ТГ «Главный политический», описывающий его беседу с врачом-терапевтом. Не ручаюсь за подлинность рассказа, однако, как мне кажется, он неплохо подчеркивает умонастроения, царящие сегодня в рядах медиков: «На ум приходит недавний и неожиданный разговор с приличным человеком, педиатром с большим стажем и вроде бы с совестью, ушедшим год назад в «коронавирусную сферу». Прозвучало: «пока есть ковид, будут деньги – ипотека там, машину вот сменил».
Собственно, если кратко обозначить формулу яда, убивающего российскую медицину, то вот она: крах всей управленческой системы, коррупция среди чиновников и разложение с помощью этой коррупции медицинского сообщество как раз и дают на выходе массовое недоверие людей к сфере здравоохранения, провоцируют бегство отдельных врачей и влекут за собой «избыточную смертность».
Еврейская автономная область в этом смысле не является исключением: проблемы со здравоохранением и увольнениями врачей в регионе – это совершенно не только и не столько следствие ковидной «пандемии». ТГ-канал «Главный политический» пишет: «Да, у исхода врачей-хирургов из биробиджанской больницы были объективные причины – переезд у одного, выход на пенсию у другого, а третий попросту ушел на постоянную работу в коронавирусный госпиталь. Тем не менее, политэксперты видят проблему шире. Так, политический консультант и представитель РАПК в ДФО Даниил Ермилов констатирует – для Дальнего Востока привычна стратегия выдавливать людей. Он также считает, что когда уходят сразу три хирурга по каким-то «личным причинам» — это уже системный кризис, и высшей власти следует начать разбираться с системой здравоохранения в области в целом.
К основным проблемам эксперты отнесли зарплаты и клановость в «регздраве». С первым понятно. Со вторым – есть мнение, что люди стали заложниками войны определенных сообществ с губернатором ЕАО Ростиславом Гольдштейном, создавшими невыносимые условия для хирургов. А далее – скандал и резонанс. В итоге три специалиста решили, что это не их война, и попросту выпали из схемы. Отмечается также, что это – лишь частное проявление пресловутой «медицинской мафии», но это тот случай, когда замкнутая клановая система ради своих целей жертвует всеми другими. Для реанимации здравоохранения нужны сильные и рещительные действия власти, сопряженные со смещением с мест множества высокопоставленных чиновников и менеджеров от здравоохранения».
Даже если мы с вами допустим, что у сегодняшних руководителей России есть желание бороться с пресловутой «медицинской мафией» (хотя само это допущение уже за гранью здравого смысла – достаточно вспомнить тандем Голикова-Гинзбург), то предположить, что у власти есть необходимые для этой борьбы воля и возможности, просто нереально. Чиновничество, силовые структуры, бизнес-элиты настолько тесно переплелись в своих коррупционных связях, что отделить одну «гнилую ветвь» от другой, похоже, уже невозможно. Нужно корчевать все дерево целиком.
Ну а пока этого не случилось, на местах здравоохранением руководят такие люди, как Андрей Лебедев, руководитель департамента здравоохранения правительства ЕАО. На днях он отчитывался перед депутатами областного парламента о результатах работы.
Портал ЕАО.Media приводит выдержки из отчета Лебедева:
— С учетом кадрового дефицита мы имеем отток пациентов из системы здравоохранения к иной форме собственности, то есть к частникам. Процент уходит в медицинские организации в соседних регионах.
Интересно, откуда взялся этот кадровый дефицит? Не стал ли он следствием обнищания и разрухи в регионе? Тотальной нехватки оборудования, медикаментов? А почему люди вынуждены прибегать к услугам частных клиник? Быть может потому, что попасть на прием к врачу в государственных поликлиниках практически невозможно, а даже если попадешь, то вряд ли получишь качественную консультацию? Все эти вопросы прошли «мимо» внимания руководителя департамента здравоохранения.
— Ситуация усугубляется еще и тем, что в последнее время вышло из строя приобретенное в рамках национальных проектов дорогостоящее оборудование. Депутат от КПРФ Сергей Тонких поинтересовался у начальника облздрава, когда область решит проблему с медицинским оборудованием, его закупкой и есть ли вообще такая возможность.
Ответ Андрея Лебедева, на мой взгляд, это шедевр чиновничьей невнятицы. Постарайтесь понять смысл сказанного им самостоятельно: «Да, так получилось, МРТ сломался, КТ сломался. Чтобы отремонтировать МРТ, нужно полтора миллиона рублей. Пока нашли деньги, пока выделили эти деньги, пока провели конкурсные процедуры, которые не состоялись, тогда повторно провели конкурсные процедуры, они опять не состоялись, но – закупки-то проводятся в рамках законодательства Российской Федерации».
Что все это значило – без поллитры разобрать решительно невозможно. Очевидно, ставшее уже каноничным «денег нет, но вы держитесь». Забавно, что на кампанию по массовой вакцинации от ковида, на подкуп журналистов и ученых с низкой социальной ответственностью деньги есть, а на «оживление» здравоохранения целого региона – нет. Собственно, это все, что необходимо знать о ведущейся «борьбе» с ковидом.
А вот комментарий главы облздрава ЕАО по поводу уволившихся хирургов: «Мне непонятно, как так можно было поступить, за исключением тех сотрудников, которые по семейным обстоятельствам поменяли место жительства. Так делать категорически нельзя, практически вся служба, за исключением тех, кто был отпуске, уволились. Экстренная помощь, помощь амбулаторно-поликлиническая, плановая хирургия оказывается в Хабаровске.»
Хабаровск, для тех, кто не знаком с географией Дальнего Востока, находится в 2-3 часах езды от столицы ЕАО, Биробиджана. Сами прикиньте, каковы шансы человека, нуждающегося в срочной операции, добраться туда живым из какого-нибудь глухого угла Еврейской автономной области. Чиновник облздрава же завел знакомую всем нам песню: не мы плохие, это врачи – негодяи, что уволились. Это же не власть угробила производство и социальную сферу в области, не власть платит людям нищенские зарплаты, это не власть подняла ковидную истерику и стала платить врачам дополнительные деньги за неравную «битву» с ковидом, превращая их в своих соучастников. Всегда проще развести руками и посетовать на несознательных врачей и «антиваксеров», чем нести ответственность за все, сделанное в течение последних 30 лет.
Закончился отчет главы облздрава вообще феерично: по его словам, ситуация с врачами-неонатологами в области остается очень напряженной. А на вопрос депутатов, есть ли они вообще, Андрей Лебедев вынужден был констатировать: их нет. Все. Занавес.
И последнее. Что бы там ни говорили пропагандисты, смертность от ковида зависит не от опасности самого вируса, а от того, как лечат и лечат ли вообще. Пример ЕАО иллюстрирует этот тезис просто великолепно. ИА Регнум приводит такие данные: если в Амурской области за все время «пандемии» погибли от ковида 409 человек при 32 767 заразившихся, то в ЕАО скончались 320 из 7263 заболевших. Если перевести эти данные в проценты, то в ЕАО смертность составляет 4,4%, а в соседней Амурской области – чуть более 1%. И теперь, когда мы знаем, откуда такая разница в цифрах, не пора ли начать бороться не с вирусом, а с теми, кто довел регионы России до такого плачевного состояния?