Сектовед свое уголовное прошлое не комментирует

На тему сектоведения (доктрины, оправдывающей искоренение любых неправославных религиозных конфессий) за последний год российская общественность узнала уже немало впечатляющего. Основатель российского крыла сектоведения и автор пособия с одноименным названием, гражданин США Александр Дворкин, как оказалось, в прошлом не только имел длительную историю лечения у психиатра
Не так давно со скандалом выяснилось, что ростовский сектовед Валерий Приходько провёл десять лет в колонии строгого режима, будучи осужденным по нескольким статьям уголовного кодекса. Так как мне приходилось лично общаться с этим человеком в ходе моего журналистского расследования в отношении другого сектоведа (А.Л. Дворкина), я решила всё же свой материал о Приходьке опубликовать, хоть и с некоторым опозданием... Решила, что находящиеся в моём распоряжении аудиозаписи нельзя недооценивать. Судите сами.
На тему сектоведения (доктрины, оправдывающей искоренение любых неправославных религиозных конфессий) за последний год российская общественность узнала уже немало впечатляющего. Основатель российского крыла сектоведения и автор пособия с одноименным названием, гражданин США Александр Дворкин, как оказалось, в прошлом не только имел длительную историю лечения у психиатра, но и серьезно увлекался наркотиками. Биография его немногочисленных коллег на поверку оказывалась не менее пестрой. Среди них нашелся даже один гомосексуалист-педофил. И практически каждый неоднократно был замечен в распространении недостоверных сведений и клеветы. А теперь к биографии российского сектоведения добавилось еще и убийство.
Летом прошлого года в интернете прошла информация о наличии у сектоведа и основателя общественной организации ЦСГПЭД (Центр содействия государству в противодействии экстремистской деятельности) Валерия Ивановича Приходьки двух судимостей: первой – за хулиганство, второй — за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего. Эта информация, в случае ее подтверждения, могла иметь большое общественное значение, поскольку в Ростовской области ЦСГПЭД занимается консультированием граждан и представителей госорганов на тему религиозных сект и экстремизма, и наличие у его руководителя уголовного прошлого ставило бы под сомнение компетентность этого центра.
В первый раз я связывалась с Валерием Ивановичем по телефону, чтобы взять небольшое интервью в отношении Александра Дворкина. А после получения сведений о возможной судимости самого Приходьки, решила уточнить этот момент, дабы избежать любых инсинуаций на этот счёт (эта информация на тот момент находилась в разряде слухов), благо у нас установился с ним некий контакт.
Я позвонила Валерию Ивановичу и попросила его подтвердить или опровергнуть эту информацию. В ответ г-н Приходько дал понять, что эта информация недостоверная. Дословно это было так:
— (Я) есть информация, что некий Приходько Валерий Иванович в 2001 году был осужден за убийство на 10 лет. Прокомментируйте, пожалуйста, — это просто совпадение, или такой факт в вашей биографии действительно был?
— (В.И. Приходько, после продолжительной паузы) скорее всего да, просто совпадение.. Да, я думаю, что это совпадение...
— (Я) вы уверены?
— (В.И. Приходько) да, я думаю, что это совпадение».
Разумеется, мне показалось странным, чтобы человек, который точно не сидел, говорил бы с такой долей сомнения «я думаю, это совпадение». Что значит «я думаю»?! Человек мог или сидеть в тюрьме или не сидеть, оттенков серого здесь быть не может. Но после моих дальнейших расспросов он продолжал настаивать, что данная информация к нему лично никакого отношения не имеет:
— т.е. вы в 2001 году в тюрьме не сидели?
— кто-кто?
— если вы с 2001 года 10 лет отсидели, значит речь о вас...
— в каком? В 2001-м или в 2000-м?
— в 2001, а также 2-м, 3-м и т.д. – 10 лет?
— Неа, не я...»
Хотя опровержение в таком ключе оставило некоторые вопросы, на тот момент никаких других источников информации по этому поводу не было, и провести дальнейшую проверку сведений не представлялось возможным. Так что Валерий Иванович, пребывая почти в полной уверенности, что никогда никого не убивал, продолжил спокойно давать гражданам разъяснения на тему религиозного экстремизма и тоталитарных сект.
Но спустя несколько месяцев история получила неожиданное продолжение. В интернете была выложена копия приговора, в котором было сказано, что тот самый Приходько Валерий Иванович с группой из 3-х человек в 2000 году устроил погром в питейном заведении при помощи бейсбольных бит, в результате чего серьезно пострадали несколько человек, один из которых от удара Приходьки впоследствии скончался. В приговоре отдельно отмечено, что сам Приходько не только не поспособствовал оказанию медицинской помощи пострадавшему, что могло бы спасти ему жизнь, но с целью сокрытия преступления воспрепятствовал передаче его медикам. Приговор содержал и срок заключения, который полностью соответствовал информации, имевшейся у меня ранее, – 11 лет и 6 месяцев лишения свободы в колонии строгого режима.
Получив на руки копию судебного приговора я решила снова связаться с Валерием Ивановичем. Сомнений в совпадении имён уже не было, даже адрес, указанный в приговоре, совпадал с адресом открытой Приходькой общественной организации. Позвонив ему, я ожидала получить раскаяние или новые уверения в своей невиновности. Но! В течение всего разговора он просто пытался уйти от ответа, обвинить меня в чём-то или просто перевести разговор на другую тему:
— (В.И. Приходько) А мы бесплатных консультаций не даем... С какой стати я должен вам что-то комментировать?
— (Я) Какая консультация? Вы мне скажите – вы были осуждены или не были?
— (В.И. Приходько) Не, вы мне назовите хоть одну причину. Вы мне звоните какой раз по счету – в первый раз вы позвонили, начали за Дворкина пытать, я вам сказал свою позицию, он нормальный малый, что бы вы там ни писали...
— (Я) То есть, вы мне на вопрос отвечать отказываетесь, я правильно понимаю?
— (В.И. Приходько) Не, вы мне чо – прокурор что ли? Так я и прокурору не буду отвечать. Вы мне позвонили с какими-то вопросами, вы мне назовите хоть одну причину…
На этом наше общение закончилось. Сектовед, хотя и был пойман на лжи, признавать очевидное наотрез отказался, но зато заявил, что он и перед прокурором отвечать не намерен.
Как ни в чем ни бывало Валерий Иванович продолжил руководить работой своего центра и писать статьи на антирелигиозные темы, ссылаясь на работы «нормального малого» Александра Дворкина.
Стоит отметить, что доверие граждан и государственных органов к проповедникам сектоведения в последнее время ощутимо пошатнулось. Представители этой странной профессии уже настолько испортили себе репутацию постоянными провокациями и ложными заявлениями, что общество все меньше и меньше обращает на них внимания.
Анна Смирнова
На фото: сектовед В.И. Приходько выступает с докладом (источник: страница ЦСГПЭД Вконтакте)