Ушел из жизни последний защитник Дома Павлова
17 марта в России и за рубежом вспоминали последнего защитника легендарного сталинградского Дома Павлова. У себя на Родине, в Узбекистане, скончался ветеран Великой Отечественной войны Камолжон Тургунов. Накануне ему исполнилось 93 года. Несмотря на преклонный возраст, фронтовик до последнего посещал героический город, где потерял боевых товарищей. Для многих волгоградцев Камолжон Тургунов олицетворял собою образ многонационального советского народа-победителя.
Сентябрь.1942 года. Самый разгар самой кровопролитной битвы в истории человечества. Первый раз в Сталинграде Камолжон Тургунов оказался, когда ему было всего 20. Тогда стрелок из противотанкового ружья и подумать не мог, что окажется на огненной передовой. В составе 42-го стрелкового полка 13-й гвардейской дивизии Родимцева переправился с левого берега Волги на правый. В этот момент гитлеровцы уже вплотную подходили к Волге. И сходу бойцы Красной армии смогли выбить врага с укрепрайона и продвинуться дальше к центру города, сумев занять один из уцелевших жилых домов.
Обычный четырехэтажный дом в центральной части Волгограда вряд ли привлечет внимание тех, кто не знает его историю. Лишь мемориальная стена-памятник, расположенная на торце здания, говорит о том, что Дом Павлова является символом стойкости и мужества советских солдат. Здесь во время Сталинградской битвы 58 дней и ночей держала оборону группа советских бойцов всего-то численностью 30 человек. Немцы, в свою очередь, считали, что им противостоит целый батальон. Обороной руководил старший сержант Яков Павлов. Отсюда и название дома.
Чуть позже к дому были доставлены пулеметы, боеприпасы, противотанковые ружья, и четырехэтажка превратилась в важный опорный пункт обороны дивизии.
Каковы были потери немцев, до сих пор неизвестно. Но командующий 62-й армией Василий Чуйков в свое время отметил, что немецкая армия при взятии Дома Павлова в Сталинграде понесла в несколько раз больше потерь, чем при взятии Парижа.
Примечательно еще и то, что в обороне дома участвовали красноармейцы различных национальностей. Это здание стало символом дружбы и единения народов: в боях за дом Павлова в одном строю стояли грузины, украинцы, русские, узбеки, евреи. Без малого 11 национальностей.
Плотность огня на этом участке была такой, что посланные в подкрепление к защитникам Дома Павлова бойцы три дня не могли преодолеть расстояние в 150 метров от мельницы, где был наблюдательный пункт полка, до здания, ставшего неприступной крепостью для немецко-фашистских захватчиков.
Татьяна Приказчикова, заместитель заведующего информационно-издательским отделом музея-заповедника «Сталинградская битва»: «Наши войска и немцы стремились овладеть этим удобно, с тактической стороны, расположенным домом. Во-первых, оттуда прекрасно просматривалась и, соответственно, простреливалась вся площадь, а с другой стороны – рядом проходила переправа 13-й гвардейской дивизии, а это была единственная дорога, которая связывала войска с тылами. Другого пути не было для подвозки продовольствия, боеприпасов, перевозки раненых. Это было очень важно».
Все эти дни, сколько шла оборона дома, рядом с бойцами была новорожденная девочка.
Зинаида Андреева, дитя Сталинграда: «Я умирала, у меня была дифтерия, а солдаты так говорили, что взрослые умирают, а это ребенок, и стали копать могилку. Лопата наткнулась на иконку, и отдали эту иконку маме. Вот я выжила».
Зинаиду защитники Дома Павлова разыскали и пригласили на встречу, когда ей было уже 18 лет. Первым, кто подошел к ней, был Камолжон Тургунов. С тех пор он называл ее дочкой.
Зинаида Андреева, дитя Сталинграда: «У него 16 детей. И у него чувство осталось материнское, и он сказал: сколько погибло моих друзей, столько у меня будет детей. И писал письма такие: «Уважаемый, дорогой дочка заширахан».
Камолжон Тургунов всегда приезжал в Волгоград с тяжелым сердцем. Город-герой называл своей второй родиной. Однополчан – братьями, которых с каждым годом становилось все меньше и меньше.
Камолжон Тургунов, участник Сталинградской битвы (съемка 9 мая 2011 года): «Мне очень грустно, что нет рядом тех товарищей, бойцов, которые защищали Дом Павлова. Дело в том, что, когда он приезжал – Афанасьев, Воронин – все его встречали, 10 человек, оставшихся в живых. Мне, говорит, просто в праздник этот грустно, что нет однополчан рядом».
Буквально два дня назад из Волгограда в Узбекистан была отправлена поздравительная телеграмма. Камолжон Тургунов отметил свой 93-й день рождения. Спустя сутки его не стало. Защитник Сталинграда до последнего верил, что 9 мая, в день юбилея Победы, ему все-таки удастся побывать на Красной площади – на Параде Победы в Москве, а после – посетить и родной город на Волге. Но не успел. Имя легендарного красноармейца навсегда останется в истории и в камне дома, который он оборонял в самые тяжелые дни Сталинградской битвы, о которой даже спустя 70 лет не забывают и помнят во всем мире..
Филлип Кореа, гражданин Чили: «Сталинградская битва – самая известная битва в истории. Этот город был очень важным во всех смыслах для всего человечества. Ты можешь прочувствовать все, что здесь произошло: эту тяжелую атмосферу войны. И это очень хорошо».
На родине, в Узбекистане, у Камолжона Тургунова осталось 16 детей, 62 внука и 85 правнуков. И каждый из них по праву может сказать: это мой отец, дед и прадед вернул Земле мир и дал шанс жить в мире, где нет войны.