Андрей Мерзликин рассказал вологжанам о Шукшине и своих грязовецких корнях
Творческий вечер заслуженного артиста России Андрея Мерзликина прошел накануне в Вологде. Встреча с артистом состоялась в рамках международного фестиваля туристических фильмов и телепрограмм «Свидание с Россией», который проходил в Вологодской области с 6 по 9 декабря.
Как заявляли организаторы, сверхзадача фестиваля – «открыть России Россию», рассказав о ее туристическом и культурном потенциале. Андрей Мерзликин творчески подошел к задаче, предложив открывать Россию через одного из выдающихся ее сыновей – Василия Шукшина, которому в следующем году исполнилось бы 90 лет.
Личность Шукшина давно занимает Мерзликина-актера и человека. Поэтому он набрался смелости и в предложенной программе выступил от первого лица – от лица Василия Шукшина. Долго не думал актер над костюмом и декорациями – костюмом стали (вполне шукшинские) кирзовые сапоги и видавший виды картузик, переодетые тут же, на сцене; а декорациями – видеоподборка, отсылавшая зрителя то в места, родные Шукшину – Сибирь, Алтай, Бийск, село Сростки (привет, «Свидание с Россией»!), то в фильмы, снятые Шукшиным-режиссером («Живет такой парень», «Калина красная»).
Впрочем, это было лишь вспомогательным инструментом. Главным было шукшинское слово – сочное, емкое, ироничное, человечное – и актерский талант Мерзликина, сумевшего этим словом достучаться до сердца каждого зрителя. Рассказом о «пирожках» из дорожной грязи, которые «пек» босоногий Вася Шукшин, и раскладывал на дороге, и ждал, пока проезжий мужик не раздавит эти пирожки. Рассказом об арестованном отце – «враге народа», расстрелянном в 1933 году и реабилитированном в 1957-м. Рассказом о работе в колхозе, о службе в морфлоте, о первой любви, о работе учителем словесности в школе сельской молодежи – когда впервые ощутил, что такое счастье, рассказывая своим наработавшимся за день ученикам что-то по-настоящему интересное и видя благодарность в их глазах. Рассказом о поступлении во ВГИК, знакомством с мастером – Михаилом Ильичом Роммом, человеком, «постоянно думающим», первым оценившем литературный талант Шукшина. Рассказом о своих работах в кино: «Я хотел снять фильм о красоте человеческого сердца, способном к доброму поступку» («Живет такой парень»); «Тема нашего фильма – своеобразный диалог человека со своей совестью. В искусстве, как и в медицине, главное – борьба за жизнь человека до последней его минуты» («Калина красная»). И о желанной, но так и несостоявшейся работе о восстании Степана Разина – «самой романтической фигуре в русской истории», воплощении шальной, вольной русской души. И о последней актерской работе в фильме Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину», во время которой у Шушкина остановилось сердце.
Как актер, Андрей Мерзликин уделил больше внимания киноработам Шукшина. Но искупил вину перед литературой, которая претендует на Василия Макаровича не меньше (а то и больше), чем кино, упоминанием о дружбе Василия Шукшина и Василия Белова, и прочтением письма, которое Шукшин писал Белову: «Вася! Имя-то какое у нас с тобой – Вася! Ты уж скажи спасибо матери, что ты не Владимир, не Вячеслав, а Василий!..».
Не обидевшийся на шутку Владимир Осиповский, начальник областного Департамента культуры и туризма, от имени всех вологжан поблагодарил Андрея Мерзликина за творческий вечер и вручил памятный подарок, который актер тут же передарил своей маме, присутствующей в зале. Мерзликин сказал, что никогда не забывает своих вологодских корней – мама его родом из деревень Усово и Захарово («Вам легче сейчас понять – Покровское») Грязовецкого района, где и он не раз гостил.
Полноправным участником творческого вечера стал вологодский баянист Александр Поляков, помогший Андрею Мерзликину раскрыть самые яркие страницы жизни Василия Шукшина. Его песни еще долго, одеваясь, напевали зрители в фойе «Русского дома».