МВД считает, что 228 статья недостаточно «народная», пора сделать её «всенародной»
Накануне стало известно содержание проекта стратегии антинаркотической политики. И одно из предложений министерства касается внутренних дел почти всего взрослого населения России. Полицейские хотят получить право на досудебную блокировку банковских счетов и «электронных средств платежей» в рамках дел о наркотиках. Механизм блокировки предлагается упростить до уровня инициативы сотрудников, ведущих оперативно-розыскную деятельность, то есть для любого оперативника криминальной полиции.
Так в чём же угроза для рядовых граждан? Как и прежде – в расширении полномочий, усугубленных произволом. Даже удивительно, что данная инициатива появилась только сейчас. Конечно же переводы по телефонному номеру и другим реквизитам существовали и ранее, но наиболее массовые транзакции физических лиц совершались в экосистеме банков, через системы трансграничных переводов, в салонах связи и терминалах Киви-подобных сервисов. С развитием финтеха и мобильных приложений, особенно после внедрения по инициативе ЦБ Системы Быстрых Платежей (СБП) количество переводов увеличилось на несколько порядков.
Но то, что должно было облегчить жизнь, на деле стало способом «улучшения статистики» силовиков. И если ФНС интересуют в первую очередь скрытые доходы, а вместе с ними налоги, штрафы и пени, то МВД теперь можно ничего не подбрасывать. Хватит и 100 рублей, переведенных по номеру так сказать «подозреваемого» с компроментирующим пояснением, например «чек» или «первый», после чего получить справку от ЦБ и начинать портить человеку жизнь. Лицу, получившему перевод, останется только безуспешно доказывать, что «это не моё» и параллельно учиться жить на остаток наличных денежных средств, так как безналичные станут недоступны.
Опасность грозит даже тем, кто ничего не получал и ничего не продавал, а просто не очень удачно позволил откопировать документы. Ведь «для лиц, передающих эмитированные на их имя финансовые инструменты третьим лицам, если они используются в преступной деятельности, в частности в незаконном обороте наркотиков» в том же проекте предлагается ввести ответственность. Пока что административную, но это только пока.