Кочевым школам Якутии нужны правила лицензирования
В каких правилах и законодательстве нуждаются кочевые школы в Якутии, обсудили в Ил Тумэне
В каких правилах и законодательстве нуждаются кочевые школы в Якутии обсудили на совещании постоянного комитета Ил Тумэна по вопросам КМНС и делам Арктики. На сегодня остается актуальной проблемой в образовании Якутии тот факт, что не для всех школ на Севере до сих пор существуют соответствующие законы, которое бы учитывало все особенности этих учреждений.
Так, кочевые школы не могут получить разрешающие документы на продолжение образовательной деятельности, поскольку не отвечают требованиям федерального законодательства.
Как рассказала начальник управления образования Оленекского эвенкийского национального района Мария Иванова, по итогам проверки Минобрнауки республики рекомендовало оформить кочевую школу-детский сад «Кенэлэкэн», которая являлась подразделением Харыялахской СОШ, как отдельное юридическое лицо. Но тут возникает вопрос: как это сделать и соблюсти при этом все требования пожарной безопасности и Роспотребнадзора, составленные для чисто стационарных школ, а не для тех, которые кочуют на санях? «Мы нигде не подпадаем под требования федерального законодательства. В этих условиях приходится нарушать право детей на доступное образование», — добавила начальник управления образования Верхнеколымского района Оксана Камзалакова.
В этом случае кочевую школу нужно регистрировать в качестве «объекта защиты», порекомендовал начальник нормативно-технического отдела Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Якутии Вадим Капитонов. Пока не существует отдельных правил для кочевых школ, статус «объекта защиты» позволяет применить к ним соответствующие средства и способы для предотвращения возникновения, развития и ликвидации пожара.
Иными словами, кочевая школа может быть оформлена как отдельное здание: «При оформлении как «объект защиты» по соответствующему заявлению с пакетом необходимых документов в последующем предполагается получение заключений надзорных органов, при этом оснащение должно отвечать требованиям федерального законодательства», — добавил он.
«Особенности образования в кочевых школах нигде не закреплены и не учитывают порядок лицензирования. Как возможный вариант, мы рекомендуем оформлять деятельность кочевых школ как форму обучения – очную, заочную, самообразование или обучение на дому», — добавила замруководителя отдела лицензирования образовательной деятельности министерства образования и науки республики Ирина Постникова.
Председатель комитета Елена Голомарева сообщила, что необходимо инициировать совещание в федеральных органах власти с участием всех структур и надзорных органов, которые непосредственно прописывают правила.
«Мы не должны забывать, что кочевая школа – это основа сохранности уникального уклада жизни на Севере, древней отрасли оленеводства, которая должна передаваться молодому поколению как гарант дальнейшего развития. На сегодня нам удалось сохранить 70% территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера. Для нас это очень важно, поскольку территории останутся будущим поколениям, а значит, здесь будет развитие, и мы сохраним традиционные виды деятельности», — заключила она.