В Якутии родственники экс-депутата избежали уголовного наказания по делу о картельном сговоре
Зять бывшего депутата Ил Тумэна и его сообщники находятся под следствием с 2019 года.
В Якутске завершился процесс над фигурантами уголовного дела о картельном сговоре на поставках лекарств. Дело было возбуждено в марте 2019 года. Главным обвиняемым был назван зять бывшего депутата Ил Тумэна и экс-руководителя Упрздравнадзора Якутии Михаил Андросов. В октябре горсуд назначил ему штраф в 380 тыс. рублей. Но от наказания освободил в связи с истечением срока давности совершения преступления. Строгое наказание, чем он, получили другие два фигуранта дела.
Михаил Андросов — супруг дочери бывшего депутата Ил Тумэна и экс-руководителя Упрздравнадзора Якутии Владимира Чичигинарова. В 2019 году против него, его супруги Алены Андросовой, Рената Малогулова, Андрея Габышева, Павла Мурзина и Людмилы Голицыной было возбуждено уголовное дело о картельном сговоре на поставках лекарств. Следователи МВД Якутии выяснили, что компания Андросова выиграла 884 контракта на сумму 734,7 млн рублей.
Следствие обвинило участников картельного сговора в ограничении конкуренции, незаконном предпринимательстве и мошенничестве. Бизнес фигуранты уголовного дела строили примитивно: покупали медизделия дешевле, а продавали республиканским больницам в два раза дороже.
Например, вместо шприцев стоимостью от 5 до 15 рублей по контракту на 1,4 млн рублей они предоставили Якутской горбольнице №2 дешевые. Партия китайских шприцев обошлась им в 437,4 тысяч рублей. А на на поставке аппарата искусственного кровообращения для нужд РБ №1 «Мед-Маркету» удалось заработать 8 млн рублей. Предприятие купило медоборудование у официального дилера компании MAQUET за 10 млн, а контракт с медучреждением стоил 18 млн рублей.
Услугами компаний Андросова и Малогулова воспользовались РБ №1 — Национальный центр медицины, РБ №2 — Центр экстренной медицинской помощи, Якутскую республиканскую офтальмологическую клиническую больницу, Якутский республиканский онкодиспансер, Медцентр Якутска, ГКУ «Центр контроля качества лекарств и организации госзакупок», МУП «Аптеки Якутска», Якутская городская клиническая больница, а также районные больницы.
Помогал ли Владимир Чичигинаров строить бизнес своим родственникам, осталось неизвестным. В июне 2021 года он, на тот момент председатель комитета Ил Тумэна по здравоохранению, был допрошен в качестве свидетеля по уголовному делу о картельном сговоре. Но депутат воспользовался 51 статьей Конституции РФ и не ответил на вопросы, о чем идет речь в переписке с контактом «Миша Семья», помогал ли он зятю получить лицензию, известна ли ему компания «ФармБаза», почему он, будучи руководителем управления Росздравнадзора, не воспрепятствовал незаконной предпринимательской деятельности Алены Андросовой.
На вопрос, получала ли его дочь лицензию, на допросе в апреле 2019 года депутат ответил, что не вникал в ее дела.
— Я не лез в ее дела, не вмешивался. Планы проверок составляли отделы, я не влиял на процесс составления отделами планов проверок. Проверял ли Росздравнадзор РС(Я) деятельность ИП Андросовой, я не знаю, данную информацию необходимо уточнить у отделов Росздравнадзора, — сказал бывший руководитель ведомства Чичигинаров.
Следствие считало, что Алена Андросова, не имея разрешения на оптовую торговлю лекарствами, заключала контракты с медучреждениями. Общая сумма поставок составила 547,7 млн рублей.
В мае 2025 года Якутский горсуд прекратил уголовное дело в ее отношении. Основанием послужило изменение в законодательстве. С прошлого года Госдума разрешила освобождать от уголовной ответственности обвиняемых по ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство) за истечением срока давности преступления либо за возмещение ущерба. На этом же основании уголовного наказания избежала Людмила Голицына.
В октябре горсуд вынес приговор в отношении других фигурантов дела. Михаил Андросов, обвиненный в незаконном предпринимательстве и ограничении конкуренции, получил штраф в 380 тысяч рублей. Однако суд освободил его от наказания в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Такое же решение суд принял в отношении Павла Мурзина.
Не повезло Ренату Малогулову и Андрею Габышеву. Они освобождены от штрафов по ч.1 ст. 178 УК РФ, но получили наказание за мошенничество. Малогулов лишен свободы условно на 5 лет, Габышев — 4 года 6 месяцев.
Приговор не вступил в законную силу и обжалован в суде высшей инстанции. В картотеке Верховного суда Якутии уголовное дело еще не зафиксировано. В деле в разное время участвовали рекордное количество адвокатов, всего насчитали больше 30 защитников.
Возбуждение уголовного дела о картельном сговоре имело резонанс. О нем написали все ведущие федеральные СМИ, сюжеты были показаны по основным телеканалам. Один из источников SD отнесся со скепсисом к этой шумихе. Он оценил уголовное дело как бесперспективное, так как следствию будет сложно сформировать доказательную базу.
— Как ты докажешь, какие именно шприцы были использованы в больницах, ведь их же сразу утилизируют. Вообще дело связано со сменой республиканской власти. Просто приходят другие люди, принимают другие решения, — сказал туманно адвокат, специализирующийся в уголовном праве.