Герой рукопашного боя из нашумевшего видео Андрей Григорьев: «В любой ситуации надо оставаться человеком»
После того, как в соцсетях распространилось видео рукопашного боя бойца из Якутии во время зачистки поселка Трудовое в ДНР осенью 2024 года, корреспондент канала RT взял у него интервью, расшифровку которого мы публикуем.
Боец 39-й отдельной мотострелковой бригады Андрей Григорьев, отвечая на вопросы, рассказал:
— Очень трудно было решиться на такое. Но этот человек убил моего друга. Их было двое сначала. Они преследовали меня, но я открыл огонь и одного сразу положил, он кричал: «Я триста, я триста». Наверное, сильно ранен был. А этот меня преследовал, и у меня не было другого выбора, кроме как пойти на рукопашку.
Он был гораздо выше меня и весил больше ста килограммов, а я 74 вешу. И сразу было видно, что он профессионал — по тому, как он двигался, как открыл огонь, как на ходу бросил гранату. Но я точно знал, что не буду сдаваться, захвачу с собой хотя бы одного хохла. Это мне помогло сосредоточиться.
Я его ударил ножом, все в крови было, и нож соскользнул. Он его сразу перехватил, дал мне сюда (показывает на шею). Моим же ножом пытался меня зарезать – здесь и здесь (показывает на шею и плечо). В ухо ударил, два пальца порезал. Это он все одной рукой делал, в его вторую руку я зубами вцепился, укусил и держал, не отпускал. Потом увидел позади него острый осколок шифера и воткнул ему в левый глаз, он от боли отпустил нож, который у моего горла держал, и я снова его ударил. Первый удар вскользь пошел, а вторым я его добил.
Он понял, что больше ничего не сможет сделать и попросил – дай попрощаться с небом, дай попрощаться с мамой. Ты меня уже убил, говорит, ты лучший боец в мире. Спасибо, говорит. Это когда я его отпустил (оставил). Нас – русских, якутов – с детства учат в любой ситуации оставаться человеком. И я уже понимал – он не сможет подняться: два удара пришлись в район горла, три — в район сердца.
На вопрос корреспондента о ноже боец отвечает: «Его в нашем районе мастер один делает, ровесник мой, Николай его зовут, я у него три ножа купил, чтобы воевать».
Потом продолжил свой рассказ о том бое:
— На штурм мы зашли 16-го, 22-го я в обед вышел, и мне медпомощь оказали. У меня 14 осколочных было, три ножевых и контузии. Выписали из госпиталя 13 декабря. Вернуться должен (в зону проведения СВО — ред.) 10 января.
Вчера, когда у брата чай пили, наш младший это видео мне показал: «Это не ты?». А сам я его не смотрел. Совесть играет. Трудно еще раз «вернуться» туда, вспоминать. Даже не знал, что у него камера. Не видел. А мои родственники и друзья, жена, невестка — все сказали: «Он же превосходил тебя». Да, превосходство у него было.
На вопрос, что же кричал во время боя его противник, Андрей Григорьев говорит: «Коваль». Друг или позывной, наверное. Все у меня про это спрашивают. Этот Коваль у меня уже вот где сидит».
А на вопрос, самый ли это жестокий был бой, сразу отвечает: «Нет. Гораздо опаснее было 9 мая, когда я свое первое ранение в руку получил – огнестрел, из калаша. Мы штурмовали лесополку, опорник – нас девять человек было, якуты все. Там реально опасно было – пулеметчики с трех сторон работали, «Баба-Яга» ни минуты отдыха не давала. Тогда мы тоже на рукопашку зашли. Их намного больше нас было. Потом некоторые убежали, некоторых мы положили. Жесточайший бой был».
На просьбу рассказать о себе наш земляк говорит, что родился в 1989 году восьмым ребенком в семье, после школы выучился на механика-водителя, работал, отслужил в армии, потом женился. У него пятеро детей. Старшему сыну 17 лет, младшему – девять. «Не хочу, чтобы их забрали, чтобы им пришлось воевать. Поэтому и подписал контракт».
Беседа с корреспондентом RT завершилась новогодними и предрождественскими пожеланиями удачи, здоровья и – в любой ситуации оставаться человеком. А еще боец сказал: «Язычники, христиане, русские, якуты – все мы верим в Господа. Надо верить».