Как менялось похоронное дело в Якутске

От душевных поминок до церемонии прощания в крематории
Недавно съездили семьей на Маганский погост (так в старину назывались места упокоения умерших). Тишина, спокойствие, лишь лес шумит листвой. О, и комары неистово нападают, кровососы!
Вспомнилось, как менялось похоронное дело у нас в Якутске. В далекие 70-80-е годы это была целая церемония, нудная и торжественная. Когда кто-то умирал, сразу созывались родственники, друзья, коллеги, соседи и т.д. Летели телеграммы, звонили (если был телефон), ходили оповещали по домам. Дело было в том, что семье покойного (родителям, супругам, детям) как бы запрещалось заниматься похоронами, их дело было скорбеть. В противном случае это выглядело бы просто неприлично: «Они радуются, что ли, поскорее закопать хотят?!»
Покойник обязательно должен был «переночевать» дома, гроб водружался в самой большой комнате, ставился портрет с непременной стопкой водки и хлебом сверху. Зеркала занавешивались темной материей. Все это делали родственники и друзья. Порой умершего даже в морг не отвозили, а дома обмывали и обряжали, то есть одевали и клали в гроб. Да, гроб тоже надо было заказать, купить и привезти в дом/квартиру.
Мужская половина родни и друзей ехала на кладбище, договаривались об участке, нанимали землекопов или сами рыли могилу. Все это было очень хлопотно, очень. Женщины занимались подготовкой поминок и сбором еды на кладбище. Обязательны кутья (рис с изюмом), блины и кисель. Остальное – на усмотрение и кошелек семьи покойного. Конечно, поминки были дома, о кафе и ресторанах даже и не думали.
Покойного надо было отправить на кладбище до обеда (это и до сих пор, по-моему, делается). Обычно гроб ставили в кузов грузовика, опускали борта, рядом садились близкие родственники, так ехали до дороги, потом борта поднимали, и процессия медленно двигалась в сторону кладбища. Да, еще мог быть оркестр, который играл траурный марш, душераздирающее действо прямо! Отпевания как такового не было, так как большинство были коммунистами и атеистами. Быть может, у сугубо православных и крещеных и тогда проводили такую церемонию…
В то время, как семья и родственники отправлялись на кладбище, в доме оставались женщины, которые должны были помыть полы, и не просто шваброй помахать, а обязательно в сторону порогов и входной двери, а грязную воду вылить в какое-то укромное место. Что это был за обряд, не совсем понятно: ментальные «ошметки» покойного убирали, что ли… Затем они готовили поминальную еду. После кладбища обязательно мыли руки и только потом садились за стол.
Со временем церемония упрощалась. В 90-е уже не «заставляли» покойника ночевать дома, но обычно подвозили к нему на некоторое время, чтобы соседи и знакомые могли попрощаться. И поминки уже чаще устраивались в кафе.
Потом стало вообще просто. Похороны можно было сделать в пару звонков. Церемония проходит в специальном зале, при желании можно съездить на кладбище и потом в кафе на поминки. Дом/квартира как бы исключается из похоронной церемонии. С одной стороны, все намного проще, конечно, были бы деньги. С другой, что-то душевное потерялось…
Недавно хоронили знакомого. Все вроде прошло хорошо, однако представители фирмы, которые занимались церемонией (копали могилу, предоставили транспорт, отнесли гроб к месту, закопали после прощания), попросили родственников оплатить «донос», то есть за то, что донесли покойного до могилы, еще три тысячи. Как-то это странно выглядит: неужели нельзя было эту сумму сразу включить в прейскурант и посчитать все вместе?
Ведь знали наверняка, что надо будет от дороги нести гроб до могилы! Неприятный момент был…
А еще у других знакомых состоялась церемония прощания с покойным в крематории. Да, все цивильно, прилично, торжественно. Однако потом выяснилось, что похороны будут позже, где-то через неделю. Почему это?! Так его еще сжечь надо, пепел в урну собрать, а потом урну закопать возле могил родственников. Это не один день занимает! Закапывать ее будут только родственники и уж совсем близкие к семье люди.
Что же, быть может, через пару сотен лет умерших вообще будут распылять на атомы и отправлять в космос…
Мария Ябединская