Собачий вопрос
«Выгнать собак за город!», «Подкинуть им отравленный корм!». Градус беседы в соцсетях о собачьей площадке в Кустовском парке Рыбинска накаляется день ото дня Мы разобрались в претензиях недовольных и в аргументах рыбинцев, поддерживающих новую собачью школу.
Напомним, в начале июня в Кустовском парке открылась площадка для дрессуры собак. Территория, огороженная забором, расположилась у входа в заросшую и неухоженную парковую зону.
Новая площадка не предназначена для выгула – это принципиальный момент. Строить территории для выгула – обязанность муниципалитета, на такие площадки допускаются все желающие. Прямо как на общественные детские городки.
А это частная инициатива – и частные вложения. Собачники-активисты из клуба «Акела» три года обивали пороги чиновников. А получив разрешение на землю, расчистили участок парка от подлеска, оставив пару берез. Они взяли кредит, сделали собачью школу для членов клуба и уже проводят соревнования. Однако у местных жителей остались вопросы.
Суть претензий можно свести к фразе: «собаки – это шумно и страшно».
Анна Родина пишет: «Парковые дорожки — единственное место у нас в районе, где можно покататься на велосипеде и самокате у нас в районе. А теперь там собаки. Вне забора куча собачников с питомцами ждет очереди. Собаки постоянно орут. И они даже без намордников — пройти с детьми мимо страшно».
Анастасия Веселова подтверждает: «Жители домов №1 и 3 по ул. С. Перовской не могут открыть окна, лай постоянный. Машины хозяева ставят прямо на тротуаре или у нас во дворах. Кто придумал в жилом районе устраивать такие центры? А главное, собаки уже срывались и бегали по парку».
Нарушили ли правила акеловцы, когда разместили площадку в «жилом районе»? Да еще и не в самом глухом месте парка – через лесополосу виднеются пятиэтажки. Читаем приказ министерства регразвития: «Площадки для выгула собак рекомендуется размещать на территориях общего пользования микрорайона. Расстояние от границы площадки до окон жилых и общественных зданий рекомендуется принимать не менее 25 метров» (приказ 613 от 27 декабря 2011). На деле, от площадки в Кустовском парке до ближайших домов – не менее 100 метров.
Как в любом интернет-споре, рыбинцы быстро перешли на личности. И даже начали угрожать собачникам. Сейчас эти комментарии невозможно найти, но участники беседы грозили вырвать забор и даже отравить собак. Но все ли недовольные жители хотят столь кардинального разрешения ситуации?
Анна Родина уточняет: «Мы не против таких площадок, затея неплохая, но не на месте сделана! Можно организовать площадку — но не у входа в парк и не для дрессировки. А просто для выгула собак, чтобы фекалии по парку не валялись. И отдыхающие будут защищены от животных. Мы за восстановление парка: чтоб там были детские площадки, фонтаны, лавочки, уточки и красота. А самое страшное, что парк власти не собираются восстанавливать, а потихоньку начинают его дербанить. Сейчас открыли площадку для собак, завтра откроют птичник».
Что же предлагают местные собачникам, которые пришли в парк официально, с разрешения властей, и потратили почти 200 тысяч на стройку площадки?
Евгения Волгина пишет: «Огороженная площадка уродует парк. Дрессируйте собак на своей даче, или в другом месте, где они не будут мешать. Место выбрано неудачно. Могли бы разместиться рядом, на Собачьем острове. А здесь место для прогулок ЛЮДЕЙ. Зимой катаются с горок, летом ходят на речку».
Логика у жителей интересная. Мол, и так в микрорайоне все плохо – городка детского нет, стадион раскурочен, так еще теперь и собаки. «Мы что — рыжие, собак под боком терпеть? Пусть где угодно тренируются, лишь бы не у нас!» Похоже на логику москвичей, которые протестовали против сдачи квартиры в доме семьям больных раком детей. Мол, перезаражаемся раками этими вашими. И вообще, атмосфера болезни безрадостная.
Впрочем, мотивы протестующих понятны: Кустовский парк загибается, его не восстанавливают, да еще и отдали собакам. Детских городков нет, а тут под носом строят площадку для собак, нет, они издеваются! Всем известно, дети лучше собак. Эту позицию отметили некоторые комментаторы.
Юлия Варлакова пишет: «Вы упираете на детей – «детские площадки, уточки», «чтобы наши дети бегали и катались». Говорите уж прямо «я хочу парк для себя и своего ребенка, на остальных мне плевать». Вы не говорите о велодорожках, тротуарах, местах досуга для взрослых и пожилых, да хоть о баскетбольной площадке или футбольном поле для подростков. И все это вас точно также раздражало бы — велосипедисты, подростки с мячом, старики, занявшие все лавки — как сейчас собаки. Потому что дело не в собаках, которые в загончике мешают вашему ребенку кататься на самокате по парку, а в эгоизме – «я, мне, меня, дайте, для моего ребенка, мне так удобно».
Протестующие не поймут одного: даже если исчезнут собаки из Кустовского парка, лучше он не станет. Уточки и лавочки не появятся, денег в городском бюджете нет. Вопрос «а кто главные посетители парка?» горячо обсуждался в беседе. Многие вспоминали, что кроме бомжей и алкашей в заросшем неухоженном Кустовском давно никто не отдыхает.
Юлия Кольцова пишет: «Последние 30 лет местные жители только и делали, что загаживали парк и разрушали стадион. Не благоустраивали, не приводили в порядок. А теперь активисты нарисовались, лай вдруг услышали. Если так болеют душой за свой район, давно бы уж пинали депутатов. И сами засучили рукава, чтоб здесь красивое создать. Так нет: «и сам не ам, и другим не дам». Пусть будет свинарник, но свой, родной, годами создаваемый».
И действительно, местные жители даже не пытаются изменить ситуацию: до появления собачьей площадки они не спешили благоустроить зеленую зону, которую вдруг взялись так жарко отстаивать. Их общую позицию выразила Ирина Титаева: «И почему должны жители облагораживать территорию? Почему это не могут сделать те, кто за это отвечает?»
А кому это больше надо? Тому, кто каждый день гуляет там с ребенком. Убрать мусор, вырубить лишние кусты и даже смастерить пару лавочек – все это в силах местных жителей. Но писать комментарии в интернете намного проще, чем реально действовать. И нет ли тут банальной зависти к людям, которые могут сообща действовать, созидать?
Анна Шубина призывает: «Приведите в порядок парк, поставьте лавочки, посадите цветы и наслаждайтесь. Не видно вашей любви к парку, уродуют его разбитые бутылки, мусор и кострища от попоек».
Когда местные жители протестуют, их задевает частная природа площадки. Мол не для всех подряд, а для избранных тут построили. Но частная собачья площадка – обычное дело в Европе и крупных российских городах. Собак в Рыбинске становится все больше, их нужно воспитывать. На это указывает Анна Бодунова, участница клуба «Акела», где состоят 500 рыбинцев. И это не единственная организация собаководов, то есть на деле собак в Рыбинске еще больше.
Анна пишет: «Площадка для дрессуры в Рыбинске всего одна — на ул. Солнечной, она очень маленькая. Дрессировать собак нужно. Но наш народ всегда всем недоволен. Собака непослушна, лает, укусила — не воспитал хозяин, не научил. Создали площадку для воспитания — опять не так. Тут подростки будут заниматься со своими собаками, желающих очень много. В любом городе давно существуют площадки — и для выгула, и для дрессировки. А мы что — хуже?»
Были вопросы и от собачников, не состоящих в клубе. Они возмущались, что им придется платить за занятия на новой площадке. Людям сложно осознать, что время халявы закончилось вместе с падением СССР, что частная собачья площадка – это такой же бизнес, как парикмахерская или бассейн. А люди так привыкли к бесплатным дорогам, паркам и детским городкам, что теперь протестуют против частных инициатив. Меж тем, в Москве уже строят частные детские городки, где ребенок за деньги резвится на свежем воздухе: там и тарзанки, и фонтаны, и полосы препятствий. Наверняка, в Рыбинске и платный детский городок тоже вызвал бы кучу вопросов.
Отличный совет дала протестующим Татьяна Панина: «Создавайте петицию на устройство закрытой собачей площадки в другом районе парка, подальше от пешей тропы. И идите с ней к кинологам и собачникам. Потом в администрацию. Если выделят средства — будет вам счастье. Только это ж надо ножками топать и по инстанциям ходить, а не сидеть на диване и комментарии строчить. И вот когда придет официальный отказ, с этой бумагой — хоть в прокуратуру, хоть в общественный контроль. Тогда может и будет нужный вам результат».
Ей вторит и Ольга Димочкина: «Парк огромный, всем места хватит. Пусть инициативная группа пойдет в администрацию и попросит, чтоб выделили землю для детской площадки. Надо скинуться всем микрорайоном, и будет всем счастье».
Правда, это будет несколько сложнее. Но зато справедливо.