"Ярославль — столица демократии": откровенная колонка американки о "городских сумасшедших"
К четвёртому приезду в Россию, я уже была в курсе что Москва и остальные города страны не имеют много общего. Как говорится, "Москва — не просто город, это другая страна." Поэтому, с приездом в Ярославль я изначально определяла город в географическом отношении с Москвой, объясняя американским друзьям, что он находится часа в четырёх езды от столицы. Но пока я устраивалась в городе, в разговорах с местными жителями я стала подмечать коё-какие особенности.
С самого начала, готовность среди жителей помогать друг другу была ощутима. Да, я сталкиваюсь с довольно многими общественниками потому, что своя дипломная работа их касается, но распространённость тенденции волноваться о и принимать участие в решении городских вопросов оказывается частью местной культуры Ярославля — до большей степени, на мой взгляд, чем в других российских регионах, где я раньше жила и училась. Вместо безропотной апатии, которая часто ощущается в более крупных городах, многие в моём круге общения в Ярославле обсуждают как улучшить свой город и охотно организуются во имя достижения общих целей. По словам Совета Европы, в демократических условиях, каждый человек должен иметь "возможность влиять на решения, затрагивающие людей в обществе". Для меня, склонность к демократии в Ярославле в конечном счёте заключалась в общественной деятельности моих собеседников.
Возьмём к примеру Евгения Ободкова, преподаватель психологии в Демидовском университете и руководитель Ассоциации молодых профессионалов, которая нацелена на объединение уже работающей молодёжи и в свою очередь на развитие города. Или Фирдаус Кузнечихину, чей отдел Всероссийского общества инвалидов Ленинградского района обогащает различными проектами жизнь людей с ограниченными возможностями. Через Региональное Агентство Творческих Инициатив и любимый в городе TEXTIL, Юлия Кривцова с Сергеем Кремневым, вовлекая жителей города в культурных мероприятиях, они таким образом просвещают население и напоминают об исторических аспектах жизни края. Такая деятельность не оплачивается, и главное — продолжается независимо от того, кто находится у власти.
В феминистской социологии, обсуждается концепция "преобразующего лидерства" — идея, что лидеры вовлекают сторонников, превращая их в лидеров самих по себе. Такая динамика чувствуется в Ярославле, где так называемые "городские сумасшедшие" объединяют волонтёров и укрепляют сообщества — нити, которые связывают и поддерживают общественный потенциал города. Часто, труд увлечённых активистов не замечается. Но эта работа всё равно продолжается на более глубинном уровне при поддержки невидимых сил общественного участия и демократических ценностей.
По крайне мере, общественники заставляют своих соседей думать о том, чего не хватает в городе, и о том, к чему стремиться. Даже если жители не считают свои жалобы о качестве дорог выражениями демократии, их высказывания и неравнодушие показывают как народ сам способствует развитию своей окружающей среды. Это основная форма демократии, которая не просто существует в Ярославле, но и реально может продвигать город вперёд.
Редакция может не разделять мнение автора колонки. Подробнее об американке в Ярославле.
Подписывайтесь на телеграм-канал "Pro Города". Будет интересно!