ЯРНОВОСТИ: Ярославские анклавы: история отвела нам мало времени
На планировку городов.
Вчерашняя публикация ЯРНОВОСТЕЙ о том, что Ярославской области принадлежал участок земли на территории соседнего с нами Вологодского региона, вызывала довольно большой резонанс в социальных сетях.
Более того — читатели наперебой предлагали нам свои варианты того, как причудливо пересекаются прямо под Ярославлем земли сельских поселений и городская территория. Консультантом в этом вопросе стал давний друг нашей редакции Александр Буров, в недавнем прошлом возглавлявший департамент местного самоуправления правительства Ярославской области.
По его словам, принадлежность земли в Советском Союзе действительно определялась прежде всего тем, кто ее обрабатывает. Именно это и сделало возможным существование вот таких обособленных территорий. Но есть нюанс: больше всего «перекраивались» границы двух самых крупных городов региона — Ярославля и Рыбинска.
— Именно поэтому, по какой крупной дороге ни едешь из Ярославля, в половине случаев дважды пересекаешь его границу, — пояснил Александр Сергеевич. — Это касается, например, улицы Магистральной, которая в поселке Кармановском идет по землям Ярославского муниципального района. Проспект Фрунзе сначала увозит нас из города, а в районе поселка Прибрежный возвращает его обратно. Если ехать на Резинотехнику, в районе Лесных Полян тоже покидаешь город. Затем, после Толги он начинается вновь.
Причина этих странностей — крайне быстрый рост промышленности в тридцатые-сороковые годы прошлого века. Получилось так: новые производственные корпуса строили сразу за оградой старых кварталов. Но для работы нужен был персонал — и вот уже для него жилье строили за пределами исторического центра города и промышленной зоны. Равномерно этого было не сделать — оттого город как бы клиньями врезался в окружающий его Ярославский район
Александр Сергеевич отметил, что в новые времена этот процесс не закончился. Переводился в статус городской территории лесопитомник за усадьбой Коковцевых во Фрунзенском районе; огромному участку земли, на котором ныне стоит НПЗ, был присвоен городской статус перед строительством завода. Самый близкий к нам по времени «передел» произошел в 2010 году при формировании южной промзоны, которая после многих политических единоборств стала отчасти городской — слева от улицы Технологической, если двигаться к Костромскому шоссе. А отчасти сельской — справа, где размещены корпуса завода «Комацу».
Есть и примеры анекдотичные: спроси любого ярославца, где находится торговый центр «Глобус». Не в том смех, что 95% ответят: «в Ярославле», а в том, что в той же пропорции отреагируют и жители муниципального района. Хотя торговый центр находится именно на их территории. То есть это, выражаясь советским языком, очень большое сельпо.
Не стал исключением и Рыбинск: для того, чтобы проехать из одной его части в другую, приходится иной раз пересекать земли поселков Судоверфь и Каменники.
А вот мелкие города — за исключением Переславля-Залесского — такими историями не богаты. Да и Переславль отчасти выделялся на этом фоне только до тех пор, пока не объединился с районом.
Все это звучит как исторический анекдот, но в современной жизни приводит к серьезным проблемам. Кто мог подумать, что строительство жилья в ярославском микрорайоне Сокол приведет к транспортному коллапсу? Зачем Переславлю почти двести километров тепловых сетей? Каково тутаевцам или некрасовцам ездить через Ярославль в собственный районный центр — за справкой или, того хуже, в районную больницу?
Затем она и нужна — продуманная и дальновидная градостроительная политика. В тридцатые годы, понятно, было не до нее. Важно сегодня избежать того же подхода: сначала строить, а потом — разбираться.