«Город без перспективы». Что мешает развиваться туризму в Ярославле
Краевед и экскурсовод Наталья Обнорская рассказала о проблемах ярославской туристической отрасли.
Ярославцы замечают, что туристов летом в городе, как российских, так и зарубежных, с каждым годом становится всё меньше. А ярославские власти плохо осознают масштаб и вектор происходящих в этом направлении перемен. Что мешает развитию туризма и возможно ли исправить положение, рассказала Наталья Обнорская, которая вот уже не один десяток лет водит экскурсии по нашему городу.
Палки в колёса
Ольга Савичева, «АиФ-Ярославль»: Наталья Николаевна, любят ли туристы приезжать в наш город?
Наталья Обнорская: Печально, что Ярославль, столица «Золотого кольца России», объект Всемирного культурного наследия, большинству неизвестен. В том числе и самим ярославцам. Наши богатейшие ярославские памятники мы не знаем, не зная - не ценим и отсюда - не любим.
Хотя разговоров о том, что мы должны быть патриотами, любить свою родину, много. Сколько программ по патриотическому воспитанию у нас создаётся и финансируется! Но всё это наивно или формально. А вот наша, экскурсоводов, конкретная работа в этом направлении даёт много. Я тут прикинула: к примеру, только от меня услышали про Ярославль, увидели и полюбили его около 50 тысяч человек.
- Какие перемены, произошедшие в городе за последние годы, затрудняют вашу работу?
- Туристы часто спрашивают: какие сувениры нам купить в Ярославле? Что им предложить? Магнитики, колокольчики, тарелочки - штамповку, которую делает Китай? Полиграфическая продукция - труднодоступная, её практически негде купить. Это неуважение к нашему городу, что даже об оригинальных сувенирах никто не думает.
Нет в городе дешёвых гостиниц. В наших отелях останавливаются только люди богатые. А если туристы из области? Школьники? Куда везти российских детей, чтобы они знали Россию?
Ну и, конечно, то, что называют точечной застройкой, я считаю просто безобразием. Ещё архитектор Виктор Фёдорович Маров разработал на рубеже 80 - 90-х годов проект охранной зоны города - до улицы Победы, до Казарм. Там запрещено высотное строительство, чтобы Ярославль сохранял свой исконный облик. Всё это забыто, сами видите, что у нас в центре творится, сколько всего строится. Говорят о туристическом бренде, а туризму ставят такие палки в колёса!
- Не помешает ли туристическим автобусам введение платных стоянок для транспорта в центре города?
- Об этом никто не заботится и не задумывается. Правда, промелькнуло где-то, что будут утверждены маршруты экскурсий и точки остановок. Но ведь каждая экскурсия индивидуальна - для каждой группы она проходит по-разному. У меня, к примеру, масса таких точек. И тогда этих стоянок должно быть не 2-3 на весь исторический центр, а гораздо больше.
Следующий момент: запретили проезд по Волжской набережной. Есть, конечно, в этом свои плюсы. Но у меня был случай, когда на экскурсию приехали старушки под 80, которым не доковылять пешком до той же Стрелки. И я сказала водителю: давай обогнём по Стрелке медленно-медленно, чтобы наши бабушки смогли всё увидеть. А потом подошла к сотруднику ГИБДД и объяснила ситуацию. Он нас пропустил, наверное, на свой страх и риск. Бабушки были счастливы.
Позднее у меня была подобная ситуация с ярославскими детьми с ДЦП. Но почему нельзя сделать всё официально? Чтобы туристический автобус получил разовый пропуск на право медленного, со скоростью пешехода проезда по набережной?
Чудо на пустыре
- Каково состояние самих древних памятников?
- В советское время считалось, что в Ярославле существует три самых знаменитых памятника архитектуры, мирового уровня, три важнейшие церкви 17 века. Первая - Ильи Пророка, что на Советской площади. Вторая - Иоанна Предтечи, та, что изображена на 1000 - рублёвой купюре. Там фрески драгоценные, душа переполняется восторгом, когда их видишь. Но вокруг храма - чапыжник, грязь. Такое чудо - и на пустыре! И ведь есть большая площадка, где можно устроить площадь и проводить народные празднества, устраивать ярмарки.
Третья жемчужина - храмовый комплекс в Коровниках, который тоже считается шедевром. Но, увы, туда не доедешь, дорога плохая, одни колдобины, провода свисают так, что туристический автобус не проедет. Мне приходилось вести людей пешком по грязи.
- Грядёт 2016 год, когда все музейные храмы и монастыри должны передать Церкви. Как вы к этому относитесь?
- Я не могу понять, как можно отдавать музейные экспонаты и объекты. Для верующих у нас храмов полным-полно. В Ярославле только в 17 веке было построено около полусотни церквей. Потом строили в 18-м, 19-м, 20-м. И сейчас возводят: в Брагино, на проспекте Фрунзе, в центре новый Успенский собор. И почти все храмы стоят пустыми в будние дни, на это сами священники жалуются.
Кроме того, сегодня каждый может зайти в ту же церковь Иоанна Предтечи - и мусульмане, и буддисты, и неверующие, узнать о нашем русском искусстве, о душе русской. А когда церковь станет действующей?
Вот вам один факт: однажды я с детьми поехала в тутаевский Воскресенский собор, чтобы в галерее показать уникальную фреску «Строительство Вавилонской башни». В самом храме говорить ничего не будешь - мы зашли тихо, молча, только посмотреть. А там стоят гробы для отпевания в очередь. Пришлось, конечно, выйти.
А когда я в школе вела предмет «История культуры города Ярославля», то повела детей для наглядности в Яковлевскую церковь. Вы знаете, несколько ребят из мусульманских семей категорически отказались входить: «Нам нельзя».
То есть если храмы отдадут Церкви, будет потеряна возможность представить людям всё достоинство нашей культуры. Где мы её ещё покажем - на картинках в книжках?
Наш музей-заповедник собираются переселить буквально в казармы, а этот музей - сама территория, старинные постройки... Кстати, как монастырь он перестал существовать ещё в 18 веке - это была митрополичья усадьба. Зачем же такую красоту отбирать у всего мира? Это будет огромный ущерб для туризма.
Великий князь на Обжорке
- К каким ещё туристическим объектам трудно добраться гостям города?
- Очень неудачно расположен памятник Ярославу Мудрому: подъехать к нему нельзя, осмотреть невозможно. Туристы замечают: «Чего он задом к городу повернулся? И на Москву так жалобно смотрит?»
Кроме того, это место совершенно не связано с Ярославом Мудрым, здесь в средневековье была болотина и рыночная площадь - Обжорка. То есть великий князь у нас стоит на Обжорке.
Памятник 1000-летию Ярославля на Стрелке установили так, что ни одна птица не долетит. Поэтому приезжих туда никогда не ведёшь. Сверху посмотрели, а сверху он только портит вид на Коровники, - и всё. Абсолютно бесполезен для имиджа города.
И ещё очень болезненная тема такая: я её сформулировала для себя как «Ярославль без перспективы». У нас есть места, которые известны несколько веков как лучшие панорамные виды на город, куда надо приводить туристов, и они будут ахать и восхищаться.
Одно из них - Очапки, где настолько великолепна панорама, что туристы от восторга начинают читать стихи и петь песни. Только надо убрать расположенную рядом помойку, чуть-чуть всё вокруг облагородить, на самой вершинке поставить веранду. Это было бы достопримечательностью города! И доходы бы не иссякали. Но никому нет дела.
А самый потрясающий вид на Ярославль из-за Волги: спускаешься с обрывистого берега, дикого, грязного, выходишь на песчаную косу и получаешь справа Волгу, слева Которосль, а прямо Стрелку. Множество художников прошлого рисовали Ярославль с этого места. Там была стоянка людей каменного века, об этом установлен памятный знак. Правда, территорию сейчас отдали частному лицу, он окружил её забором, и к этому камешку не подойдёшь. Когда я подвожу туда детей, мы через прутья смотрим, как обезьянки из клетки.
Если мы думаем о туризме, неужели у города не найдётся этих мелочных копеек, чтобы оформить хотя бы одну видовую площадку? Это был бы огромный престиж городу.