ЯРНОВОСТИ: Чеченский прецедент: почему дело Игоря Самсонова необходимо передать в Москву
Из Дагестана.
В новогодние праздники в дагестанском городе Каспийске произошло ЧП. Прикомандированный к местной полиции сотрудник ярославского батальона ППС Игорь Самсонов приехал на вызов во двор одного из домов по улице Ленина. Здесь владелец салона красоты Агай Магомедов избивал свою сотрудницу. Самсонов бросился разнимать драку и при попытке сделать предупредительный выстрел попал Магомедову в голову. Тот скончался на месте.
Следственным управлением СКР по Республике Дагестан было возбуждено уголовное дело по статьям «Убийство» и «Превышение должностных полномочий». Самсонов заключен под стражу до 3 марта.
События в Каспийске вызвали шквал возмущения среди бывших и действующих сотрудников полиции по всей России. Многие из них недоумевают, почему дело было возбуждено по статье 105, предусматривающей наказание за умышленное убийство. В связи с этим у них есть большие сомнения в объективности и беспристрастности дагестанских следователей, поэтому они намерены добиваться передачи дела в Главное следственное управление Следственного комитета России.
ЯРНОВОСТИ решили выяснить, есть ли основания для таких сомнений. И они действительно имеются: 12 лет назад на территории Чечни произошла история, доказывающая, что у кавказских правоохранителей с беспристрастностью большие проблемы.
В канун 2010 года находившийся в командировке в Чеченской республике милиционер Некрасовского РОВД (да-да, тогда еще милиционер, а не полицейский) Александр Размустов вместе с напарником объезжал Грозный на служебном «УАЗе». В какой-то момент у машины отказали тормоза, и она полетела в толпу местных жителей. Старший сержант Размустов принял единственно верное решение — увести аварийный «УАЗ» в кювет. Машина столкнулась с деревом, оба милиционера получили травмы.
Казалось бы, сотрудник ярославской милиции совершил если не подвиг, то во всяком случае героический поступок, однако 28 января 2010 года Заводской межрайонный следственный отдел СУ СК при прокуратуре Российской Федерации по Чеченской Республике возбудил уголовное дело по статье 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью».
Тогдашний заместитель начальника управления по работе с личным составом областного УВД (опять же — тогда еще не УМВД России по Ярославской области) Олег Лобанов вспоминает, что фактические обстоятельства дела следователи оставили без внимания, а Размустова хотели этапировать в Чечню:
— Если бы его забрали в Грозный, неизвестно, как бы сложилась его судьба. Следственный изолятор в селе Чернокозово в те времена пользовался очень дурной репутацией. К счастью, совместными усилиями удалось добиться передачи дела в Ярославскую область. Рассматривал его Некрасовский районный суд, который приговорил Размустова к году условно. Оправдательного приговора ему потом пришлось добиваться еще два года, но в Чечне у него бы просто не было шансов.
Таким образом, многочисленные требования ветеранов МВД о передаче дела Игоря Самсонова в другой регион имеют довольно веские основания. Отметим, недавно с аналогичным обращением в адрес председателя Следственного комитета выступил Герой России Сергей Липовой.