ЯРНОВОСТИ: Борис Немцов в Ярославле: хроника последнего месяца
Со дня убийства политика прошло шесть лет.
Борис Немцов был большим другом ЯРНОВОСТЕЙ, поэтому каждый год 27 февраля мы публикуем материал, посвященный его памяти.
Сегодня мы решили восстановить хронологию событий февраля 2015 года — последнего месяца жизни Бориса Ефимовича. Он был весьма насыщенным.
Итак, 3 февраля Контрольно-счетная палата Ярославской области объявляет о том, что на ближайшем заседании думского комитета по социальной, демографической политике и здравоохранению прозвучит отчет о результатах проверки закупок лекарств, в том числе — скандально известного герцептина.
Поручение провести такую проверку областная Дума дала КСП еще в мае 2014 года — по настоянию депутата Бориса Немцова, обеспокоенного резким ростом расходов на приобретение лекарств для льготников.
После этого в регионе разразилось сразу несколько крупных скандалов, связанных с закупками дорогостоящего препарата «Герцептин». Сначала выяснилось, что область закупает его по очень высоким по сравнению с другими регионами ценам у единственного поставщика — компании «Р-Фарм».
В коррупции и конфликте интересов обвинили заместителя губернатора Александра Сенина и директора департамента здравоохранения Сергея Вундервальда. Спустя некоторое время оба чиновника были уволены. И это — одна из главных заслуг Бориса Немцова в Ярославской области. Позволим себе процитировать высокопоставленного сотрудника регионального УФСБ, занимавшего на тот момент должность начальника отдела экономической безопасности:
— Я плохо отношусь к Немцову, но вынужден признать, что для борьбы с коррупцией он сделал больше, чем мы, Следственный комитет, полиция и прокуратура вместе взятые.
В пятницу, 6 февраля, отчет прозвучал. Многие догадки Бориса Немцова о «коррупционной составляющей» во время закупки лекарств получили подтверждение. Вот только выводы аудиторов КСП оказались абсолютно беззубыми.
— У меня вообще складывается такое ощущение, что текст доклада писали вы, а выводы — кто-то другой. Что это за предложения? «Усилить, углубить», — возмущался тогда Борис Ефимович. — У нас есть очевидные факты ненадлежащего бухгалтерского и материального учета в онкобольнице, закупок без решения врачебной комиссии и грубейшего нарушения законодательства о защите конкуренции. Надо вынести этот вопрос на заседание Думы и предложить правительству принять кадровые решения!
В тот же день в киноклубе «Нефть» (ныне закрытом) состоялась премьера фильма Андрея Звягинцева «Левиафан». Вместе с ярославцами картину смотрел и Борис Немцов:
— Фильм сильный, а сила его в том, что это честный фильм. Он резко контрастирует с ложью и пропагандой, которая свирепствует на телевидении. Его можно было снять у нас в области, в Мосейцево. Я думаю, что по этому фильму будут судить об эпохе Путина. И когда его не станет, этот фильм обнажится и станет памятником «путинизму», — сказал Борис Ефимович.
О кошмарной истории в Мосейцево тогда писали все. Напомним, в этом селе существовал православный приют, руководство которого истязало воспитанниц. Одна из девочек умерла от побоев. Ее приемная мать Людмила Любимова, а также две женщины, занимавшиеся воспитанием детей, впоследствии были осуждены.
16 февраля авторы петиции за лишение Бориса Немцова депутатских полномочий отчитались, что она набрала более двух тысяч подписей. Сбор начался 6 мая 2014 года, инициаторов возмутила позиция Немцова по украинскому конфликту.
— Я удивлен, что девять месяцев они собирали подписи, скорее всего, при поддержке властей, и собрали жалкие две тысячи в интернете. Очевидно, что подписывались не только жители Ярославской области. На самом деле это свидетельство моей замечательной работы, потому что если разделить две тысячи на девять, то мы получим чуть более 200 подписей в месяц. Это очень низкий показатель, — заявил тогда Борис Немцов.
На следующий день, 17 февраля, состоялось очередное заседание Ярославской областной Думы, группа депутатов от оппозиции потребовала вернуть прямые выборы глав Ярославля и Рыбинска. Отменили их в 2014 году. Помните об этом, дорогие читатели: пресловутые «варяги» здесь ни при чем, это сделали ярославские депутаты-единороссы при ярославском же губернаторе.
На этом заседании Борис Немцов высказал мысль, в правдивости которой ярославцы не раз имели возможность убедиться. Например, вчера, когда город превратился в один большой каток. Вот она, эта мысль:
— Никакие антикризисные меры назначенный человек принимать не будет! Эффективность его работы будет равна нулю.
Тогда же в областной Думе обсуждали антикризисный план, подготовленный правительством региона. Да-да, с бюджетом в Ярославской области все было плохо уже тогда. Немцов разработал свою программу по выходу из финансового тупика и хотел обсудить ее с тогдашним председателем правительства Александром Князьковым.
24 февраля Князьков написал на своей странице в Facebook:
— Антикризисный план я готов обсуждать на любых площадках, но не в присутствии одного депутата, а с участием общественности и других партий. Площадок таких достаточно. А предложение Немцова пахнет предвыборной кампанией. Смысла не вижу в этом никакого.
Кстати, наша редакция поспорила тогда с Немцовым. Мы полагали, что Александр Князьков — человек гораздо более открытый, чем его преемник Дмитрий Степаненко — может согласиться участвовать в дебатах. Борис Ефимович утверждал обратное. Бутылку хорошего коньяка ЯРНОВОСТИ проиграли, но вручить его победителю в этом споре мы уже не успели…