"Ледяной ад": тест-драйв на инвалидной коляске прошла бухгалтер из Ярославля. Видео
Ярославна Ольга Шахова — молодая женщина с сильными руками, крепкими нервами, волевым характером, но, увы, слабыми ногами. Проблемы со ступнями преследуют ее с детства. Неспособность крепко стоять на ногах не мешает ей пытаться жить максимально полной жизнью. Ольга занимается паралимпийскими видами спорта, работает бухгалтером из дома. Живет она с родителями, которые ей во всем помогают. Любит бывать на свежем воздухе. Вот с этим пунктом в последнее время у нее проблемы.
Без помощи родителей, волонтеров или просто неравнодушных людей она не может даже спуститься с крыльца собственного дома. А если и спускается, толку от этого ноль — из-за погодных сюрпризов девушка оказалась в ледяном плену. Заволжский район она считает самым запущенным во всем Ярославле. О том, что снежно-ледовой стихией охвачен весь город, узнала из сюжета на Первом канале. Ольга решила показать всем, как живут в гололедицу инвалиды. Тест-драйв на коляске медиапространство «ПроГород — Ярославль» показало в прямом эфире, без монтажа и преувеличения.
Без помощи со стороны Ольга не может даже спуститься с крыльца/Фото: ПроГород
Жизнь колясочника
Наше знакомство с Ольгой может показаться циничным: мы предупредили, что будем рядом, но помогать без нужды не станем. Хотели показать жизнь Ольги, как она есть, на примере одной прогулки вокруг дома.
Проблемы со здоровьем у меня с рождения. Коляску купили около трех лет назад — я хотела стать более мобильной, - рассказывает ярославна. - Испытываю много трудностей. Зимой не чистят, нигде не проехать. Про доступную среду даже и говорить нечего у нас в городе.
Трудности у Ольги начинаются сразу, как за ней захлопывается дверь подъезда. Крыльцо многоэтажки на Папанина, 7 вроде бы и оборудовано пандусом, но толку от него нет.
Вот эти штуки, - показывает девушка. - По ним не то, что на коляске съехать, по ним даже детскую коляску не свезти. Слишком высокие бортики и крутой подъем.
Слабость ног Ольга компенсирует силой натреерованных рук - за поручень держится стальной хваткой/Фото: ПроГород
При этом в УК, обслуживающей дом, о проблеме знают, но решать ее не торопятся. Говорят, что Ольге нужно нужно организовать общедомовое собрание, чтобы решить этот вопрос. На общественном транспорте ярославна не ездит — слишком это не безопасно для нее. Закон обязывает чиновников на местах создавать комфортную городскую среду для таких, как эта женщина. На деле же ей постоянно приходится напоминать окружающим, на что она имеет право. Тыкать носом в букву закона приходится водителей такси, медсестер в поликлиниках и представителей других профессий, которые по задумке должны помогать маломобильным людям, а не трепать им нервы.
В спортшколу меня возят волонтеры. Если погода хорошая, спускаюсь сама, если гололед, меня встречают у лифта, - рассказывает Ольга о своих буднях. - На керлинг я езжу на такси. Таксисты тоже помогают спускаться. Помню, однажды один водитель мне сказал, что такие, как я только на социальном такси ездить. Я нашла закон, в котором расписано, что он обязан помогать людям с ограничениями. И высказывать, что они такие крутые, не имеют права. Теперь у меня на телефоне этот закон. Если какие-то возникают проблемы, я достаю телефон. Читать умеете? Читайте! По-другому у нас в стране нельзя.
Иногда автоволонтеры встречают Ольгу у лифта, когда на улице слишком опасно/Фото: ПроГород
Видно, что наша героиня старается не показывать обиды. Но ее нотки слышны в голосе вместе с нотками усталости.
Тест-драйв
Ольга встает с коляски и хватается за поручень. Пока женщина делает робкие шаги по ступенькам, мы спускаем коляску. Она довольно тяжелая — примерно, как велосипед. По изначальной задумке это должно было стать единственной помощью, которую мы ей окажем. На льду коляска скользит, в снежной каше — буксует, а из-за наледей так и норовит опрокинуться. Нам было сложно сдержаться, хотелось взяться за ручки, чтобы контролировать ситуацию. Едва мы завернули за угол дома, перед нами появилась гора снега, сдвинутого трактором с проезжей части. При потеплении он, конечно же, растает, стечет обратно на дорогу и превратится в идеально-гладкое зеркало.
На идею не вмешиваться в прогулку Ольги мы быстро «забили»/Фото: ПроГород
Вот странно. Дорогу расчищают, а тротуары наоборот, заваливают снегом с дорог, - негодует наша героиня. - Вывозить снег тут, походу, не принято вообще.
Мы уже давно «забили» на идею не вмешиваться в ольгины попытки навернуть круг почета вокруг дома. Потому что страшно — коляска постоянно накренялась, мы боялись, что прогулка закончится травмой. Добравшись до другого торца здания, мы развернулись и поехали обратно. Круг почета не удался — даже с нашей помощью Ольга не смогла побороть наледь.
Надо придумать такой закон, по которому каждый чиновник и депутат будут обязаны провести хоть один день в коляске, - гневается женщина. - И не только у нас, а по всей России. Пока люди на своей шкуре не почувствуют, что это такое, не поймут. Им кажется, что все хорошо.
Вместо послесловия
Протяженность нашего маршрута не превысила 200 метров. На такой, какзалось бы, короткий путь, у нас ушло чуть больше 20 минут. При этом не только Ольга, но и мы, вполне себе ходячие журналисты, в некоторых местах с трудом удерживались на ногах. Многие ярославцы пишут в соцсетях, что вынужденные «танцы на льду» закончатся только весной, когда все сугробы окончательно растает. В этом никто не сомневается, но интересно другое: не станет ли новая зима для чиновников, коммунальщиков и дорожников неожиданностью? Как говорится, поживем — увидим.