ЯРНОВОСТИ: День памяти и скорби: как ярославская промышленность помогала фронту
В годы Великой Отечественной войны.
В годовщину 80-летия начала Великой Отечественной войны давайте вспомним о вкладе промышленных предприятий региона в борьбу с гитлеровскими оккупантами.
Сотни тысяч солдат и офицеров ушли на фронт из Ярославской области, а за станки встали женщины, дети и старики. На их плечи легло бремя выпуска товаров высочайшего качества для Красной армии. Поэтому свои звания «Город трудовой доблести» Ярославль и Рыбинск получили неспроста.
В годы войны инженеры и рабочие не только в рекордно короткие сроки восстанавливали заводы после авианалетов и самоотверженно исполняли госзадание, но и основали новые отрасли промышленности в других регионах России.
Рыбинский «ОДК-Сатурн», вокруг которого сформировался крупный город на месте районного центра, был частично эвакуирован в Уфу, где был запущен выпуск авиационных двигателей. Производство в Рыбинске тоже не прекращалось.
На земле, в небе, на реках и морях — везде присутствовало оборудование, техника, обмундирование, снаряжение — выпущенные на заводах Ярославской области.
«Автодизель — ЯМЗ» до конца войны выпускал легендарные ППШ, снаряды и гранаты, а с 1943 года и непревзойдённые тягачи «Я-12». Машины развивали небывалую по тем временам скорость — 40 километров в час.
Электромашиностроительный завод (Eldin) выпускал стартеры для танков, сопла минометов, инженерный инструмент, а затем и электротехническую продукцию для городов в тылу.
Работница «Красного Перекопа» Валентина Семёнова вспоминала, как создала за годы войны техническую ткань для пошива формы на 37 тысяч солдат и офицеров. Предприятие обеспечивало одеждой миллионы бойцов по всем фронтам.
Завод «Лит» в Переславле-Залесском поставлял фотопленку для авиационной разведки. А ростовский комбинат «Аронап» обеспечивал провиантом целые дивизии, развивая технологии изготовления сухих пищевых концентратов.
Ярославский «Красный маяк» освоил производство бомб, снарядов и взрывателей. А вибраторы, которые производство выпускало еще в мирное время, позволили промышленности в стране восстановиться после войны.
Знаменитые ярославские бронепоезда выходили из депо Электровозоремонтного завода, а аэростаты в небе над Москвой и Петербургом были с «Резинотехники».
На судостроительных заводах Ярославля и Рыбинска были построены «речные Катюши» — катера, которые поддерживали огнем наступление при штурме рейхстага. А «Вымпел» создавал первые советские стальные катера.
Химическая промышленность работала на полную мощность. На НПЗ имени Менделеева выпускали: топливо, масла, смазки для танков и авиации. По всем фронтам были и колеса с Шинного завода (Кордиант). Предприятие было едва не уничтожено, но пережило все бомбардировки и в какой-то момент стало единственным поставщиком шин для всей наземной техники красноармейцев.
— Пусть же знают все, что на ярославских катерах мы переправлялись через Одер и Шпрее, а в Берлин мы ворвались на ярославских автомашинах, обутых в ярославские шины. Нашими снарядами и минами заставили мы фольксштурмовцев поднять руки в тоннелях берлинского метро. Ярославские крепкие армейские сапоги стучали по берлинской панели, и знаменитая душистая ярославская махорка дымилась в наших трубках и «козьих ножках», когда Москва салютовала Победе над поверженной гитлеровской Германией, — вспоминал военный корреспондент газеты «Северный рабочий» Василий Смирнов.