ЯРНОВОСТИ: Реновация центрального рынка: «сердцу» Ярославля нужна операция
Чтобы толкать «кровь» по другим городским артериям.
«Рынок». Сегодня это слово у большинства цивилизованных горожан не вызывает аллергии. Мы путешествуем по городам и странам (во всяком случае, до пандемии), видим, какими классными могут быть торговые ряды в правильных руках, все чаще отдаем предпочтение локальным уютным лавкам и избегаем огромных торговых центров — чудовищ новой, но не новейшей России.
Цвета, вкусы, запахи, звуки, тактильные ощущения делают городские ярмарки чем-то выходящим вон из ряда ежедневной суеты клерков и хипстеров, успешных предпринимателей и посетителей с тонкими кошельками. У любого есть своя личная история, связанная с рынком. На рынок нельзя зайти и не заметить. Сюда не забегают «по пути». Это всегда осознанно...
Поддадимся на минуту модным веяниям — и поговорим немного об «осознанности». Но не о той, которая диктует нам разумно потреблять и идентифицировать себя как и кем угодно — лишь бы хватило фантазии. А о той, которая двигает городские процессы вперед и, оставляя позади предрассудки, развивает пространства. Или так и будем основываться на постсоветских скрепах?
Сейчас все встанет на свои места. Надеемся.
В Ярославле готовится к продаже центральный рынок. Его руководство говорит, что без инвесторов развиваться дальше представляется невозможным. Продавцы говорят, что боятся остаться без работы. Власти (100% акций принадлежит городу) разошлись во мнениях. Политики зарабатывают себе очки. А ведь пока это всего лишь идея, причем неплохая.
Судите сами: столицы (а местные очень любят причислять Ярославль к их числу) задают тренд на реновацию рынков. Некогда убогие базары превращаются в модные фуд-холлы, где по соседству с экзотическими корнерами продаются фермерские продукты и товары местных производителей.
— В Москве программа реконструкции старых рынков стартовала в 2015 году. И уже в 2017 году с легкой руки инвесторов из Ginza Project в новом образе предстал Даниловский рынок, — пишет издание MarketMedia. — Следом в фуд-холлы превратились Усачевский рынок и рынок экопродуктов в Коньково. Были обновлены Черемушкинский рынок, Центральный на Рождественском бульваре и другие.
По словам руководителя отдела ретейл-консалтинга департамента торговых площадей компании JLL Полины Жилкиной, инвесторы быстро поняли, что новый формат перспективен, и к развитию фуд-холлов подключились звездные рестораторы, собственники фермерских рынков и управляющие, девелоперы торговых центров и другие инвесторы.
— Рынки новой волны становятся своеобразными центрами притяжения — местами, где можно не только купить продукты или перекусить, но также встретиться с друзьями и провести деловые переговоры. И этот тренд идет в ногу с модой на ЗОЖ, — говорит эксперт.
Полюбуйтесь, как похорошела Москва при Собянине… Пардон, Даниловский рынок при инвесторах и GinzaProject!
По сути рынок превратился в гастрономический квартал, если не город. Кулинарная школа, хостел для фермеров, кафе, торговые улицы и так далее…
Кстати, под эгидой этой компании, скорее всего, пройдет в Ярославле реновация Ленинского рынка. Подробнее — здесь.
Еще один пример, который в последнее время в Ярославле на слуху — московское «Депо», огромный фудмолл на территории бывшего трамвайного парка. Это излюбленное место столичных модников и «мастхэв» любого туриста из глубинки, кальку на который пытаются реализовать в столице (!) Золотого кольца сразу в нескольких местах. Пока — безуспешно.
Вернемся к центральному рынку. В одном из наших предыдущих материалов мы назвали его «сердцем Ярославля» — и ни капли в этом не сомневаемся. Пусть и с некоторой аритмией, но бьется оно с незапамятных времен. Нас же интересует его будущее. А «операция» на этом самом сердце — лишь вопрос времени.
Тут снова уместно сравнить с медициной: частной и государственной. Таков наш менталитет, что при какой-то срочной необходимости или уж очень серьезной проблеме мы обращаемся, скорее, в частную клинику: у нее есть деньги на современное оборудование, врачам платят столько, что «плохое настроение» не портит их тон и так далее. Почти всегда результат быстрее, качественнее и (как будто по умолчанию) надежнее. В государственных же клиниках — очереди, ущербное финансирование, как правило, злые медсестры и вечно усталые врачи. А сколько справок нужно собрать — один ужас!
Глава российского филиала «Мунитор Группе» Вальдемар Вайс в материале все того же MarketMedia говорит, что чиновники такие объекты не развивают, а лишь поддерживают в рабочем состоянии. А торговлю там по факту контролирует криминал (об этом судить не беремся). Поэтому договоры аренды на рынках получаются странные, и инвесторы совершенно здраво опасаются вкладывать деньги в такие проекты.
Стало быть, если инвестор, готовый взяться за ярославский центральный рынок появится (а мы в этом уверены), времени на «политику» — и патетику! — будет мало. Мы любим центральный рынок, но не будем кривить душой и утверждать, что сегодня он может привлечь туда кого-нибудь, кроме постоянных покупателей. А реновация — это его шанс стать центром притяжения не только местных, но и туристов. Не все же нам в «Депо» ездить?
Да, это долго — даже не один год. И да, арендаторам придется искать новые места работы. Как говорится, ничего личного. Как раз это, а не поиск черных кошек в черной комнате, должно быть заботой городской администрации.
Но без движения нет развития. Вот выдержка, которую приводит архитектурное бюро А4 — авторы проекта реновации Даниловского рынка: «Сегодня рынок остается важной точкой локальной идентичности и выступает одним из драйверов городского развития. В ХХI веке он берет на себя все больше социальных функций, создавая внутри и вокруг себя комфортную среду для взаимодействия горожан». Еще раз: развитие и взаимодействие.
Роман РЫЖИКОВ