«Машины попадают в смертельные ловушки»: дорога ведущая в одну из деревень Марий Эл уносит жизни местных
В Республике Марий Эл есть немало деревень, отрешенных от цивилизации. В таких местах нет магазина, почты, газа и дороги. Мужчина, родившийся в одной из таких деревень, рассказал о том, как проходит жизнь в таком месте.
Деревня Малый Пуял Оршанского района связана с «большой землей» единственной ниточкой – это грунтовая дорога до соседнего населенного пункта Пуял. Это удивительная дорога, которая умеет «ходить» - летом она на одном месте, а зимой на другом и может уйти в сторону метров на сто. Она требует от путников уважительного отношения к себе и не прощает их оплошности – в памяти сельчан три человеческие жизни, которые дорога забрала безвозвратно, а также множество случаев, когда людей осенней темной ночью или в ураган дорога заставляла блуждать часами и уводила в сторону на несколько километров. В последнюю метель дорога была занесена и застрявшие в снежной ловушке автомобили спасали всей деревней полдня – тянули, толкали, откапывали колеса, прочищали лопатой дорогу – и с большим трудом машины добрались до Пуяла.
Можно подумать, что эта длинная дорога проходит через темные леса и крутые овраги, но нет, она длиной около двух километров проходит через чистое поле, а деревня Пуял видна с околицы.
В деревне Малый Пуял около тридцати домохозяйств и чуть более шестидесяти жителей, это в основном люди предпенсионного и пенсионного возраста. Трудоспособная часть деревни трудоустроена в соседних деревнях, Йошкар-Оле или уезжают на вахту в различные регионы России.
В деревне - 23 дома, в 13 домах постоянно проживают 38 человек, остальные – дачные дома. Жители добираются пешком в любую погоду до работы, школы, больницы, магазина.
Дорога просыпается утром от детских голосов и шагов. Это школьники, преодолевая путь в два километра, спешат к школьному автобусу, зимой чтобы согреться в нем, а осенью, чтобы не промокнуть. В четырех семьях деревни есть дети. Они посещают школу и детский сад в селе Великополье. За ними идут взрослые, кто на работу, а кто на рейсовый автобус до Йошкар-Олы. А чуть позже, к привозу свежего хлеба в пуяльское сельпо, по проторенной дороге пойдут и пожилые. Вот, например, в дальнем конце деревни живет инвалид, после инсульта ходит с трудом, но сам проделывает путь длинной пять километров в оба конца в любую погоду. А когда завершается дневная суета и день на закате, в Пуяльский сельский клуб направляются участники фольклорного ансамбля «Сескем» на очередную встречу.
Также Эдуард добавил, что местные жители под началом старосты деревни Сергея Полушина проводят работы по восстановлению полотна после весенней распутицы или большого дождя. Так в 2019 году на самом проблемном участке в начале дороги возле деревни Пуял деревенские жители уложили битый кирпич. На участках дороги, где пересекает дорогу ручей после дождя были сделаны мостки. А в 2004 году вдоль дороги были высажены сосны.
Но, к сожалению, таких деревень с дорогами с грунтовым покрытием в республике много, и я понимаю, что ещё в обороте есть понятия советского времени перспективный и безпреспективный населенный пункт, который зависит от численности. Без дороги деревня гибнет в прямом смысле, потому что не может получить импульс для развития. Кроме того, во время непогоды скорая помощь и пожарная машина в деревню заехать не может.
Жители района обращались к властям, с просьбой решить проблему с отсутствием дороги в деревни, их обращение было взято на контроль, однако Эдуард не рассчитывает на каки-то изменения.
Одним из критериев для включения в план строительства дороги до населенного пункта является наличие в этом населенном пункте социальнозначимого объекта: почта, магазин, клуб и прочее. В деревне Малый Пуял эти объекты отсутствуют, значит дороги. В 2023 году деревне Малый Пуял, прямо сказать с небогатым историческим наследием, исполнится 300 лет, и хотелось бы чтобы и далее эта деревня жила столько же, — завершает свой монолог Эдуард Ураков.