Иван Стан, художник-сюрреалист: «За период преподавания я узнал больше, чем за период собственного обучения».
Разрушитель стереотипов.
Иван Стан продолжил династийное увлечение изобразительным искусством. Его мама-художница предопределила будущее юноши, с ранних лет готовя его к творческому пути в жизни. Именно от матери Иван перенял любовь к искусству и проникся им осознанно уже и сам.
Расскажите, пожалуйста, как начался ваш творческий путь.
Ну, вообще начался он с разрисованных книжек и обоев дома. (Смеётся). А если всерьёз, то в 9 лет мама отдала меня в художественную школу, а после я уже сам поступил в художественное училище. Потом первая работа маляром и быстрое осознание, что я не создаю ничего нового, а являюсь лишь инструментом. Так я попал в компанию по созданию компьютерных игр, занялся диджитал искусством, создавал персонажей. Но уже и эта история завершена. Теперь я в свободном плавании.
А как вы определялись с жанром?
Меня с детства привлекала фантастика, жанр фэнтези и рядом лежащие фильмы ужасов. Мне нравится, что человек своим умом может создать какие-то вымышленные миры. Желание стать причастным к новому побуждает творить именно в жанре тёмного сюрреализма. Жанр неизвестного, что побуждает у человека его первичные чувства и вызывает погружение в картину.
А не было у вас сомнений и выбора, чем в принципе заниматься в жизни?
Пожалуй, я сразу знал, что путь будет в сфере искусства. Были моменты, что я пробовал себя в резьбе по дереву, в скульптуре, сильно сомневался в себе, как любой творческий человек. Но в итоге я собрался и решил: всё в жизни зависит о того, как я сам себя поставлю. Результаты прямо пропорционально будут зависеть от приложенных мной усилий. С тех пор я научился справляться с трудностями в работе.
Искусство ваша основная работа?
Нет, но важная часть. Основа сейчас – это преподавание. Я педагог в художественном училище. Процесс учёбы – это постоянное совершенствование своих навыков. За период преподавания я узнал больше, чем за период собственного обучения. Потому что теперь ты уже не через силу изучаешь что бы то ни было, а с искренним интересом погружаешься как можно глубже в тему. Материал важно пропустить через себя и выдать студентам максимально ясно, живо и интересно. Хотелось бы, чтобы мои студенты стремились стать не просто художниками-ремесленниками, а кем-то больше, кто способен оставить след после себя.
А вы сами какой хотели бы оставить след после себя?
Вопрос интересный. Хотелось бы, чтобы вклад в студентов не был пустым звуком. Я не стремлюсь за материальными благами, мне искренне важно создавать то, что останется в памяти у людей, что будет представлять для них ценность какой-то отрезок времени. При этом не так важно, чтобы моё творчество обязательно имело материальное воплощение и его можно было взять в руки. Но мне очень приятно, когда я создаю рисунок для себя, а его хотят приобрести, это лучший вариант работы, конечно.
А что вы бы хотели привнести своим творчеством в общество?
Хотелось бы развеивать стереотипное мышление людей. Выбранный мной жанр – тёмный сюрреализм, как раз помогает прощупать границы восприятия людей. Люди смотрят на мои картины и говорят, что я изображаю что-то страшное. Я же рассматриваю то, что создаю, как часть общего. Нельзя же пугаться жука, как бы страшно он не выглядел. Он просто такой, какой есть, каким его создала природа. Общество порой страшится и людей с ограниченными возможностями, но они ведь не представляют опасности, правда же? Поэтому я бы хотел «гасить» стереотипное мышление и расширять кругозор людей. На западе у человека «страшилки» не вызывают негатива, это просто равноценная часть культуры. У нас же даже просто картины в мрачных тонах уже вызывают страх, опасение, ужас, расценивается как бесовщина. Но ведь оценка чего бы то ни было увиденного зависит от восприятия каждого из нас, не так ли? (Улыбается).
Анастасия Зыкова