Не раньше 2020 года получит Сахалин новые паромы для переправы Ванино-Холмск
Сдачу новых судов откладывают из-за проблем с финансированием
Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) настаивает на переносе сроков сдачи паромов для линии Ванино—Холмск с 2019 на 2020 год. Причина — проблемы с финансированием и санкции. В заказавшей паромы лизинговой ГТЛК говорят, что выделили деньги полностью, но в курсе проблем строящего паромы Амурского судостроительного завода (АСЗ). На завершение проекта потребуется как минимум два года и дополнительные средства, сообщает ИА SakhalinMedia со ссылкой на "Коммерсантъ".
ОСК просит перенести сроки сдачи паромов для линии Ванино (Хабаровский край)—Холмск (Сахалин) с 2019 на 2020 год, сообщил президент корпорации Алексей Рахманов. "Мы сообщили об этом ГТЛК,— говорит топ-менеджер.— Это связано с тем, что мы получили финансирование от ГТЛК позднее". Он добавил, что также из-за прямых санкций против Амурского строительного завода пришлось закупать оборудование "у многочисленных поставщиков вместо консолидированной закупки в Корее". Алексей Рахманов выразил надежду, что ОСК сможет "нагнать строительство" даже с учетом сделанных упущений. Готовность первого парома — около 40%, практически собран корпус на открытом стапеле, второе судно находится в порезке, параллельно ОСК делает рабочую документацию, заключил он.
Проект парома CNF11CPD сделан Морским инженерным бюро и одобрен в 2013 году. Длина судов — 131 м, ширина — 20 м, осадка — 6,6 м, ледовый класс — Arc5. Вмещает 200 человек, 26 полувагонов и еще 12 автопоездов, а также 28 автомобилей.
По данным Корпорации развития Сахалинской области, на переправу Ванино—Холмск приходится более 75% грузов между островом и материком и около 25% пассажирооборота, а в ближайшие годы грузооборот может вырасти на четверть. На линии сейчас три парома, их средний возраст — 29 лет, а простои из-за ремонтов — 25%.
На два новых парома для линии Ванино—Холмск изначально дали 5,5 млрд рублей, но по такой цене в 2014 году верфи были не готовы их строить. Затем 4,3 млрд рублей добавила Сахалинская область, и в ноябре 2016 года ГТЛК объявила тендер на два парома за 10 млрд рублей. В декабре контракт на эту сумму был заключен с АСЗ как с единственным поставщиком.
В ГТЛК подтвердили получение письма АСЗ и подчеркнули, что по постановлению правительства лизинговая компания осуществила полное финансирование за счет средств бюджета и займа Фонда развития Дальнего Востока (ФРДВ). ГТЛК в курсе проблем завода, связанных с санкциями и критической нехваткой кадров, ведутся переговоры по новому графику. В ФРДВ подтвердили, что фонд провел финансирование по графику и в полном объеме. По постановлению правительства и договору генподряда работы должны быть завершены в декабре 2019 года. Корректировка сроков требует согласования с правительством РФ, подтверждают в компаниях. В правительстве Сахалинской области не смогли предоставить оперативный комментарий.
Источник “Коммерсантъ" в отрасли считает, что проблема в кадрах АСЗ: "Завод уже давно не умеет ничего строить, там нет людей". Заказ был отдан с политической и социальной целью для загрузки предприятия, отмечает собеседник “Ъ”. Он не исключает, что после того, как ОСК попросит перенести сроки, последует запрос и на дополнительное финансирование. Другой источник “Ъ” говорит, что паромы "технически сложные", проблемы не только у завода, но и, как обычно бывает на головных судах, в проекте. АСЗ давно хотел продлить сроки, но против выступала ОСК, добавляет он. "Сейчас паром — это пять голых блоков. Реально его строить не меньше двух лет, а на АСЗ даже больше".
Уже к концу 2017 года, когда фактически начали строить паромы, было понятно, что срок сдачи до конца 2019 года нереалистичен, первое судно сдадут не ранее конца 2020 — начала 2021 года, а второе ближе к концу 2021 года, отмечает глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. Он пояснил, что затяжка связана со сложностью проекта и возможностями АСЗ: размеры доков не позволяют производить сборку, блоки собираются в закрытом эллинге и выкатываются на открытый стапель для стыковки. До 2021 года имеющиеся три парома удовлетворят потребности в грузоперевозках между материком и Сахалином примерно на 70%, а в пассажирских — на 20–25%, но далее потребуется замена, говорит эксперт.