Журналист "Нового Зая" понаблюдала за работой диспетчеров МЧС

Как не запутаться в аббревиатурах и функциях, где расположена самая главная кнопка и что можно успеть сделать, пока пожарные выезжают на вызов – в нашем материале.
На территории пожарной части 88 расположен гараж боевых машин, в котором отгорожена небольшая комната. Если зайти в «ангар», где ждут своего часа пожарная машина и её экипаж, то эта комнатка окажется с правой стороны, в неё можно заглянуть через стеклянную перегородку и понаблюдать за работой диспетчеров МЧС. Если посмотреть на это помещение с внутренней стороны, то проём в стене покажется окном. Эта стеклянная перегородка выходит прямо в общий холл, и вид из неё открывается на любителя привлекательный: начищенная до блеска пожарная машина, спасатели в красивой форме. Это конечно не безбрежное море и звуки чаек, но релакс от этой картины для тех, кто находится в диспетчерской – весьма неслабый. Ведь если они все здесь, если всё на своих местах, значит, в городе всё спокойно. Значит, телефон в диспетчерской молчит. Конечно, расслабляться не приходиться – здесь царит атмосфера постоянного напряженного ожидания, собранность, готовность молниеносно действовать в любую минуту. Кстати, «молчаливый» до поры до времени телефон в комнате не один: их не менее 5, и какой из них самый важный – с первого раза и не поймешь. Ещё в этой комнате много компьютеров и экранов. Все они включены и мерно мерцают, отображая различную информацию – карты, диаграммы, таблицы. На просьбу показать для фотографии «тревожную» кнопку меня поводят к стене и показывают на выключатель, спрятанный за столом.
– Выглядит она ничем не примечательно, обычный выключатель, – простодушно поясняют специалисты, разводя руками. Никаких загадочных черных чемоданчиков или новомодных устройств – все просто, понятно, а самое главное – эффективно.
Аббревиатурный язык
– У нас здесь одновременно дежурят 2 диспетчера, – рассказывает Елена, старший диспетчер единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС).
Каждый из диспетчеров, находящихся в комнате, относится к разным подразделениям. Один оператор является представителем единой дежурно-диспетчерской службы, другой – дежурно-диспетчерской службы. Вроде бы разница в одно слово или букву в аббревиатуре, но задачи и функции каждого представителя подразделения строго поделены.
Так, в единой дежурно-диспетчерской службе Заинска трудятся 5 человек, попеременно все они выходят на суточное дежурство. Разницу с диспетчерами ДДС можно увидеть сразу: операторы ЕДДС не носят форму. Но пусть вас не обманывают легкие платьишки диспетчеров и их расслабленные футболки-поло. В числе задач этих милых и стильных дам – приём и немедленное доведение сигналов на приведение органа местного самоуправления в высшие степени готовности. Также на этих людях лежат функции по организации сбора, обработки и обмена информацией об авариях, происшествиях, пожарах, кризисных и чрезвычайных ситуациях, оповещение о ЧС (да, снова аббревиатура) и координация действий сил постоянной готовности, аварийно-спасательных формирований в ходе ликвидации ЧС. Также в случае чего именно эти люди обобщают и анализируют информацию о ЧС, прогнозируют масштабы их развития и последствия. Кроме того, они ведут учет происшествий, кризисных и ЧС, возникающих на территории района, регистрируют ход работ по их ликвидации, обобщают текущую оперативную обстановку и представление установленных докладов и донесений.
– Диспетчеры ДДС занимаются пожарами, принимают звонки, и дальше работают с начальниками караулов, с выездами, составляют справки, а мы направляем уже все службы: «02», «03» в случае чего, – добавляет Елена. – Также мы работаем по программе «Глонасс 112» – это канал незамедлительной помощи, сюда поступают и экстренные вызовы.
Примерную статистику вызовов в день заинские диспетчеры называть не берутся. И это не смотря на то, что в нашей газете мы публикуем точные цифры: сколько произошло пожаров, сколько раз выезжал дежурный караул. Для диспетчеров попытка усреднить число звонков – это как средняя температура по больнице – цифра, которая не покажет ничего: ни качества работы, ни число реальных напряженных моментов. Люди, привыкшие к точности во всём, отказываются от таких обобщений. Может быть, накликать боятся, поскольку отвечая на этот вопрос, диспетчеры напряженно следят за экранами.
– Вот в прошлую смену 3 звонка было, – говорит Елена. – Понимаете, мы работаем на центр кризисных ситуаций, мы обрабатываем информацию. Мы направляем силы и средства для ликвидации ЧС или просто для помощи. То есть, если где-то случилось ДТП – мы в помощь спасателей направляем. Непосредственно они выезжают, действуют в зависимости от ситуации. И с «Водоканалом» тоже мы работаем. Если трубу прорвало, или порыв электросетей… Сейчас ведь частая смена погоды – постоянные штормовые предупреждения. Все от ситуации зависит. Во-первых, мы собираем информацию, её обрабатываем, решаем, какие силы, средства и кого именно нужно туда направить. Зависит и от того, какое это ЧС: ДТП, или порыв воды, или пожар – в зависимости от этого работаем. В зависимости от указаний кризисного центра мы выполняем разные задания, от детальной обработки документов до составления подробных карт мест происшествий. Мы прорисовываем каждую машинку, место ЧС обозначаем на карте… Поступившую информацию мы передаем в «01», тут же её дублируем в центр кризисных ситуаций, с отделом надзорной деятельности (ОНД) постоянно взаимодействуем.
Тревога
В самом разгаре нашей беседы раздается громкий звук, вообще ничем не напоминающий приятную трель звонка. Это грозный сигнал, от которого непроизвольно корчишься. Диспетчеры воспринимают его спокойно, тут же забывают о моём существовании.
– Так, смотри вызов пришел! – говорит диспетчер. С интервалом меньше секунды раздается второй звуковой сигнал. – Смотри, сюда тоже пришло!
Мягкие нотки из голоса пропадают, жестким, четким командным голосом они транслируют информацию, в это же время заполняют все необходимые данные в специальных программах. Точное расстояние, обрисовка ситуации, перечень уже выезжающих по вызову служб. При этом движения диспетчеров не суетливы, но быстры и точны.
Пока я открывала молнию чехла и доставала фотоаппарат, диспетчеры успели довести всю необходимую информацию до пожарного караула, спасатели – в мгновение ока заскочить в стартующий автомобиль, так что я едва успеваю заснять отъезжающую машину. Вот она оперативность, четкость, уверенность в действии.
Диспетчер – привратник
После общения с этими специалистами приходит четкое понимание, что диспетчер – это тот, кто берет на себя «первый удар». Он принимает не только сообщение о том, что где-то случилась беда, но и ответственность за оперативность действий других служб. От слаженной работы этих людей, как правило, остающихся за кадром, не приближающихся к месту ЧС, от их своевременных действий часто зависит не только исход пожара, но и жизни людей.