Зареченский полицейский рассказал, почему не нужно верить сериалам о службе в органах внутренних дел
«Пацан повздорил с родными и ушел из дома. Мы искали его по всему городу. Опросили друзей. Один знал, где он, но водил нас за нос», – вспоминает службу в отделе по делам несовершеннолетних Артем Букарев.
С некоторыми их тех подопечных он и сейчас встречается: кто вернулся из тюрьмы, кто еще сидит. Но процентов 85 стали обычными людьми. Многие жмут руку, благодарят. Им сейчас уже лет по 20.
Артему тоже было 20, когда он после армии пришел служить в полицию. Подтолкнуло обостренное чувство справедливости. С детства привык добиваться правды. Мечтал стать милиционером, помогать тем, кто попал в беду. Начинал в патрульно-постовой службе, за 17 лет успел поработать и в изоляторе временного содержания, и в ДПС, и в отделе участковых, который сейчас возглавляет.
Сложнее всего было с несовершеннолетними. У Артема двое детей, и за чужих он переживал как за своих. А им было 14–18 лет, они никого не слушали. Знали, что серьезное наказание не грозит. В ночь из дома убегали, а полицейские их искали. Оставались на работе, пока беглецов не находили. Того пацаненка, которого в городе нигде не было, друг на даче прятал. Обнаружили мальчишку замерзшего, пропахшего дымом, трясущегося от страха. Вернули родным.
Это было особое чувство – выполненной работы. Артем узнал его, когда впервые раскрыл преступление. В проезде Молодежном неизвестные сломали мужчине челюсть. Пришлось опросить всю округу. Так и выявили зачинщика драки. «Это самое острое ощущение, когда доводишь дело до конца. Оно манит как магнит, – признается Артем. – А чувство справедливости за годы службы только острее стало».
Работа полицейских не похожа на ту, что показывают в сериалах. В ней много рутины. И все-таки Артем считает ее интересной. Объясняет: «Здесь здорово развивается мышление. Не всегда целесообразно применять физическую силу. С людьми надо разговаривать. На эмоциях они порой неправильно воспринимают обстоятельства, в которых оказались, и ведут себя неадекватно. А поговоришь с ними, они начинают понимать, что им хотят помочь, а не навредить».
Полицейский замечает, что в городе в последнее время стало спокойнее. Раньше больше преступлений совершалось на улице, а сейчас – в интернете.
Самый наболевший вопрос – шум в ночное время. Жалуются зареченцы и на повреждение имущества, мелкое хулиганство, распитие алкоголя, неправильный выгул собак. Бывают побои и семейные скандалы. Летом воруют велосипеды. Их, как правило, полицейские быстро находят. И с остальными вопросами разбираются.
А вот как убедить граждан не отдавать свои деньги аферистам, ломают голову полицейские по всей стране. «Мы проводим профилактическую работу, но люди все равно попадаются, – рассказывает Артем Букарев. – Некоторые месяцами выполняют требования мошенников, так как те называют себя сотрудниками правоохранительных органов, Центробанка. Последний раз женщина продала свою квартиру. Запомните: представители силовых структур не выясняют информацию по телефону, а встречаются лично. Дойдите до полиции на ул. Зеленую, 12, позвоните по телефону 60-80-02. Потратьте 15 минут времени, чтобы не тратить миллионы рублей».
Артем признается, что из-за частного общения с теми, кто нарушает закон, происходит профессиональная деформация. «Видишь мир немного другими глазами, – уверяет он. – Идешь по улице – кто-то пьет пиво. Казалось бы, ну и что? А ты видишь состав административного правонарушения. И даже события, о которых рассказывают по телевизору, оцениваешь с юридической точки зрения. Служба в полиции – это не работа. Это образ жизни».
У нас служат и молодые ребята, и опытные. Есть кому учить. Конечно, люди не активно идут в полицию, потому что служба не из легких. Зареченец отмечает, если нормально относиться к своим обязанностям, нужно забыть о себе, о семье и полностью отдать себя работе, лишиться выходных, свободного времени.
Но иногда даже на самых увлеченных своим делом накатывает усталость. «Вагоны мы не разгружаем, но нервное напряжение, психологическая нагрузка и объемы задач выбивают из колеи. Когда несколько дней подряд приходишь домой ближе к 12 ночи, а утром тебе вставать в 6 часов, хочется все бросить. Но потом успокаиваешься и продолжаешь работать», – признается Артем.
Супруга, правда, сначала возмущалась, что муж вечно на службе. Потом поняла: по-другому не получится. На мой вопрос, какой подарок он мечтает получить в День полиции, Артем ответил с улыбкой: «Выходной. Хочется побыть дома, ощутить тепло и любовь родных. Хотя бы вечером. А больше мне ничего и не надо».