«Рай» и «сарай» нашего детства: Как развлекала себя ребятня в докомпьютерную эпоху
Письмо пришло… из Подмосковья. Бывший зеленодолец Дмитрий Алексеев прислал воспоминания, в какие уличные игры он играл в своём детстве.
– Вспомнилась почему-то весна. Ещё не везде сошёл снег, но уже просох асфальт перед подъездами, побежали по дорогам ручьи талой воды, которая в лесу заполняла впадины и низины, образовывая временные прозрачные озёра. Тогда-то и начинались катания по этим весенним водоёмам на всевозможных самодельных плавсредствах – от старых дверей до наскоро сбитых плотов.
Начиналось массовое изготовление корабликов, это могли быть простые щепки или спички, мчавшиеся по изгибам весенних потоков, до вполне себе приличных «моделей» из сосновой коры с бумажными парусами на мачтах-палочках. Впрочем, всё это – просто времяпрепровождение. А теперь об играх.
«Классики»
Как только наша нога в резиновом сапоге ступала на просохший асфальт, начинались они – «классики». Жадно и массово, с утра и до темноты! Играли все – и девчонки, и мальчишки, и даже закоренелые хулиганы. Увлечённо прыгали на одной ноге по расчерченным мелом квадратам.
Основной атрибут игры назывался «заигрышка» – плоская банка, набитая сырым песком. Особенно ценились металлические ёмкости из-под гуталина, монпансье или зубного порошка. Самые верхние узкие прямоугольники на асфальте подписывали «рай» и «сарай», в них на финальной стадии игры нужно было забросить заигрышку, не задев при этом линии. Игра развивала выносливость, координацию движений, глазомер и чувство равновесия.
«Сражалки»
Также весной организованно и повсеместно проводилась кронирование американских клёнов, в больших количествах росших на нашей улице. Потом обрезанные ветки какое-то время валялись под деревьями, пока их не увозили на грузовиках. А пока они лежали бесхозными, начинались «сражалки»!
Каждый делал себе из достаточно прямой и прочной ветки «шпагу», иногда даже с рукоятью и гардой, сделанной из пластиковой банки из-под моющего средства «Мальва» или шампуня.
Стычки происходили группа на группу или один на один – азартно и ожесточённо. Результатом были отбитые пальцы, поцарапанные лица и синяки. К счастью, обходилось без выбитых глаз. Эта игра, как и любая другая «войнушка», способствовала в нас, мальчишках советской эпохи, становлению настоящего мужского характера.
А как пахла та наша детская весна, которая ласково обдувала наши лица свежим ветром! Сейчас то ли эти запахи исчезли, то ли наши взрослые циничные носы уже не в состоянии их чувствовать…
«Стрелы»
В 70-х десятилетним мальчишкой я понятия не имел, что мы играем в упрощённый вариант старинной игры под названием «казаки-разбойники».
Делились на две команды: одна убегала и пряталась, другая догоняла и искала. Первой давалась временная фора, преследователи начинали погоню только по истечении оговорённого времени. Преследуемые же должны были через определённые промежутки рисовать на асфальте (заборах, стенах домов) стрелки, указывающие направление их передвижения, откуда и происходило местное название игры. К стреле пририсовывали особый знак, чтобы не перепутать её со стрелами предыдущих игр или такой же игры, проходящей одновременно с нашей (бывало и такое).
Задачей «разбойников» было запутать и измотать противника, затруднить им поиск конечной точки игры – определённого места, где бегство прекращалось и все члены преследуемой команды прятались. Здесь рисовалась своеобразная «роза ветров» –знак с четырьмя стрелами, направленными в разные стороны. Если преследователи находили его, они начинали поиски. Перемещаться и менять место укрытия «разбойникам» было уже нельзя. Если «казаки» находили «разбойников», то побеждали они, нет – выигрывали «разбойники». Каких-либо репрессивных действий по отношению к проигравшим не было. Наградой и тем, и другим были непередаваемый азарт, потные рубашки, разгорячённые лица и ощущение счастья, которого мы тогда не сознавали.
Играли в «стрелы» обычно долгими летними вечерами, иногда до сумерек, после чего шли по домам в предвкушении следующего счастливого дня...