Главные раунды жизни Александра Андриянова: В 70 лет сохраняет бодрость духа мастер спорта международного класса
- Александр Михайлович, начнем разговор с вопроса о здоровом образе жизни. Поделитесь с нашими читателями своими мыслями, что делать, чтобы избежать старческой деменции, чтобы сохранять бодрость духа в любом возрасте?
-- Моё железное правило – каждый день я провожу час или два часа в лесу. Прежде много бегал, а сейчас хожу пешком. На лыжню выходил только на охоте, лыжи не люблю, предпочитаю обычную ходьбу. Летом в хорошую погоду могу и четыре-пять часов провести в лесу. Нагулялся на воздухе и спишь лучше. Собираю чагу, Иван-чай и другие травы, когда сезон, иду по грибы, веники режу для бани.
Я работаю обычно после обеда, поэтому с утра отправляюсь на природу. И всем рекомендую. Прихожу в лес и вижу много народа – вот идут старушки с палками, занимаются скандинавской ходьбой. Когда начинается весна, то бегут девушки, чтобы подкорректировать фигуру. В хорошую погоду и летом, и зимой гуляют мамочки с колясками. Прогулки в красивом лесу – это как лекарство для души!
-- Что у вас обычно на столе, какой диеты вы придерживаетесь?
– Я всегда ел всё подряд и сейчас так делаю. Единственное исключение, когда «сгонял вес» перед боксёрскими турнирами. Тогда придерживался своей диеты для «весогонки».
Понимаю, что не стоит ударяться в крайности, ко всему надо подходить разумно. Вспоминаю, как мой тренер говорил: съешь столько, сколько ты «сжёг» на тренировке.
-- Какое место в вашей жизни занимает спорт?
-- Самое первое место! Ведь я активно занимаюсь им с девяти лет. Отец мой любил футбол и меня приобщил, отвел в секцию. Помню, как старший брат подарил мне мячик.
-- Вы занимались футболом вместе с легендарным футболистом Виктором Колотовым?
-- Мы жили с Виктором в соседних домах. Тренер Востоков устраивал юдинским мальчишкам настоящие праздники – футбольное первенство среди уличных команд. Мы с Виктором играли в одной команде, а потом и тренировались вместе.
-- Геннадий Константинович Востоков умел найти подход к детям и его очень любили?
-- Да, кто попал к нему, вспоминает Геннадия Константиновича добрым словом, это был уникальный детский (и не только) тренер.
-- Вы рассказывали мне, что успели даже побоксировать с Виктором Колотовым.
-- Наш школьный учитель физкультуры купил две пары боксерских перчаток. Говорит нам: «Давайте побоксируйте». Виктор был парень скромный: «Не, я не буду, не буду», а сам перчатки натягивает. Мы начали бой в крошечной комнатке – и сразу физкультурник остановил нас: «Молодцы! Ничья у вас!»
-- Спортивные карьеры обоих ребят сложились удачно: вы стали мастером спорта международного класса по боксу (1970), а футболист Виктор Колотов - заслуженным мастером спорта СССР (1975). Александр Михайлович, скажите, совместимы ли, на ваш взгляд, большой спорт и здоровье. Насколько важны тренировки для укрепления здоровья человека и формирования характера?
-- Для здоровья нужна скорее физкультура, а не спорт высших достижений. В большом спорте человек изнашивает свой организм, выкладывается полностью, чтобы победить. Но, с другой стороны, без настоящего спорта в стране не будет и развития физкультуры. Народ всегда тянется к тому, что видит по телевизору. Между физкультурой и спортом всегда очень тонкая грань, подходите ко всему разумно, понимайте, что вам нужно.
-- Вы вспоминаете, что хороших условий для занятий спортом не было, однако это нисколько не препятствовало тренировкам. Вы носили старенькие кеды, форму вам шила мама, шикарных спортзалов не было. То есть внешние условия - это не всегда самое главное?
-- Таких возможностей, материальной базы как сейчас, у нас не было. Мы начали тренироваться прямо на футбольном поле, потом тренер «перетащил» нас в маленький коридорчик. Однако было стремление и мы добивались побед.
-- В шестнадцать лет вы уже тренировались в одном зале с семью мастерами спорта?
-- Это было, когда я перебрался из юдинского ДК Железнодорожников в спорткомплекс «Локомотив» (рядом с одноименным казанским пляжем). Чтобы было развитие, рост, спортсмену необходимы сильные соперники и опытный тренер. Георгий Архипов научил меня драться, а Владимир Рылов преподавал «умный бокс» с финтами и классической техникой. Очень многим я обязан тренеру Искандеру Полтаржицкому.
-- Искандер Яковлевич Полторжицкий воспитал в ДСО «Локомотив» 13 мастеров спорта?
-- Да, он подготовил немало не только мастеров спорта, но и тренеров. Полтаржицкий многое дал мне по жизни, я вспоминаю его добрым словом.
-- Татарстанский бокс гремел тогда, но потом сдал позиции. С чем это связано?
-- Произошла смена поколений. Сказалось и изменение боксерских правил, появиилсь новые перчатки, которыми невозможно ударить. Бокс стал другим. Вспоминаю, как мы боксировали в восьмиунцовых перчатках, наполненных конским волосом, поединки были настоящие.
-- Вам повезло, вы боксировали с такими легендарными спортсменами как Борис Кузнецов, спаринговали с Горсковым, Петром Заевым, с Валерием Соколовым. Наблюдали за боями Теофило Стивенсона
-- Я вышел из юношеского спорта, не провел ни одного боя по молодёжи и тренер рискнул повезти меня в 1969 году на первенство ЦС профсоюзов среди мужчин. В моём весе было 16 человек: из них шесть - мастера, остальные - КМС и один я - перворазрядник. Тогда я выиграл ЦС и стал мастером. В следующем году, победив на первенстве Союза среди молодёжи, я поехал «на Европу» в Мишкольц (Венгрия), где стал мастером спорта международного класса. Завоевал серебряную медаль на чемпионате России, в финале проиграв великому боксеру Борису Кузнецову. Таким соперникам не стыдно и проигрывать! Много было интересных встреч. С Теофило Стивенсоном мы вместе были на турнире в Румынии. Мы дружили с олимпийским чемпионом Валерианом Соколовым.
-- Вырваться за рубеж в те времена – считалось удачей. Вам повезло, вы выступали на турнирах в Италии, Венгрии, Германии, Польше. Александр Михайлович, вы числились железнодорожником, но были профессионалами, полностью отдавали себя спорту?
-- Да, мы были настоящими профи. Вспоминаю, как Валерий Попенченко (чемпион Олимпийских игр, шестикратный чемпион СССР, единственный советский боксёр — обладатель Кубка Вэла Баркера) возил нас за границу. Когда ехали в Европу нас предупреждали: ни в коем случае не говорите, что 40 дней были нас сборах. Любителям положены были лишь 10 дневные сборы.
-- После завершения спортивной карьеры, вам предложили пойти по административной линии, почему вы отказались? Не захотели стать чиновником от спорта?
-- Я понимал, не моё это. Я люблю тренировать – ещё, будучи практикующим спортсменом, я часто оставался в секции за тренера. Работая с молодёжью, подготовил пять мастеров спорта России и ряд кандидатов в мастера.
-- Юдино и Зеленодольск рядом и всегда были тесно связаны…
-- Сейчас я тренирую спортсменов в селе Айша. В молодости, когда Юдино входило в состав Зеленодольского района, я приезжал сюда на соревнования, чтобы поддержать ребят. Старший брат из Зеленодольского военкомата призывался в армию. А мой средний Иван тоже занимался боксом, вспоминаю, как он боксировал в Васильево. Зеленодольск и Юдино действительно очень тесно связаны.
-- Вспомним ваших родителей: какие родительские слова вам особенно запомнились?
-- Мой отец, Михаил Иванович Андриянов, трудился слесарем, а мама Нина Алексеевна - бухгалтером. Настоящие трудяги, заботливые родители, воспитавшие трёх сыновей и дочь. Очень ответственные, надёжные люди. Вспоминаю, как отец учил меня: «Если будешь хорошо и много работать, ты будешь хорошо жить». К сожалению, сейчас я вижу что, всё немного по-другому складывается в современной жизни.
Сначала отец не понимал меня как спортсмена, говорил: «Ты порхаешь по жизни, катаешься по разным городам, ездишь за границу». Объяснил ему: «Папа, у тебя было такое, что ты работаешь и говоришь, всё, я больше не могу?» А на тренировках я выкладываюсь до отказа». Отец видел, как я тренируюсь, какой это труд, и понял меня.