Врач республиканского центра Юлия Закирова – о ВИЧ-инфицированных, важной терапии и тестах
Пандемия коронавируса затмила многие темы в СМИ, а между тем врачи обращают внимание и на другие заболевания. На днях зеленодольские журналисты отправились в Казань, чтобы взять интервью в Республиканском центре по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями Минздрава РТ. Нашим собеседником стала врач-инфекционист Юлия ЗАКИРОВА.
Жить без страха
– Юлия Сергеевна, когда-то слова ВИЧ и СПИД вызывали у людей настоящий ужас. Боялись и специалисты, так академик Покровский вспоминает, что прибор, которым обследовали пациента, они закопали во дворе клиники и даже забетонировали сверху, такой страх был поначалу. А когда вы начинали работать в этой сфере, вы не боялись?
– Нет, у меня изначально не было страха, ведь я пришла на работу уже в другую эпоху, сейчас люди понимают, что ВИЧ бытовым путем не передаётся. В 80-х врачи (как и позже при появлении ковида) осматривали больных в противочумных костюмах, не было элементарных знаний. Сейчас подобного нет. К нам уже не приходят люди, боящиеся комаров, как разносчиков ВИЧ, и прочих страшилок. Подобных мифов уже нет, все люди знают, что бытовые пути передачи не существуют. Опаснее всего половой путь, опасны инъекционные наркотики. Люди знают, что татуировки можно делать только стерильными иглами.
– Все мы помним, как в 1988 году группа детей в Элисте заразилась ВИЧ в клинике. А сегодня повторение подобного случая возможно?
– Требования стали намного строже, поэтому такое сейчас немыслимо, шприцы одноразовые, инструменты тщательно обрабатываются. Во время операций тоже используется одноразовое оборудование.
– В семье ваши родные и близкие не боятся за вас?
– То, что я здесь работаю, никого не смущает. Мои близкие – не врачи, но они знают, как ВИЧ передается, знают, что это за инфекция, что просто при приёме невозможно заразиться.
– Сейчас на первое место вышел страх перед covid-19. Насколько опасен коронавирус для ВИЧ-инфицированного пациента?
– Если человек находится на АРВТ (антиретровирусная терапия), если он грамотно и регулярно принимает препараты, если у него хороший уровень иммунных клеток, то такие люди болеют на уровне средней тяжести или в легкой форме.
Если же человек бегает от врачей, «потеряшка», если давно не появлялся на приёме, не принимает терапию, у него плохой иммунный статус, то, как правило, это всегда тяжелые формы болезни. Без госпиталя, дома они просто так не вылечиваются.
Прожить до ста лет
– В мире самый пожилой пациент, инфицированный ВИЧ, прожил до 106 лет. То есть при правильной терапии человек может жить долго и активной жизнью?
– Да, мы уже при первом же приёме говорим об этом пациентам. При нормальной терапии ваша жизнь ничем не будет отличаться от жизни других людей. Пять секунд в день вы тратите на то, чтобы выпить таблетку и живёте обычной жизнью, рождаете здоровых детей, не заражаете своего партнера.
– Уверен, есть и другие примеры…
– Был случай: муж и жена умерли от СПИДа. Она была инфицирована, но не говорила об этом мужу, скрывала. Оба не проходили АРВТ терапию. Страдают в основном те, кто не говорят членам семьи, живут вместе 10-15 лет, но скрывают.
– Самый пожилой пациент, встречавшийся вам…
– Однажды выявили инфицированного мужчину, которому далеко за 80… Обычно бывает так: человек приходит на операцию, он моложе 55 лет, у него обязательно берут кровь на ВИЧ. А у больных старше 55 не проверяют кровь на ВИЧ. Эта возрастная группа вылетает из-под такого контроля. Ладно, если онколог попался грамотный, назначил ему анализ на ВИЧ…
Не бойтесь прививки
– Могут ли делать прививку против коронавируса ВИЧ-инфицированные люди?
– Посмотрите обновленную инструкцию по «Спутнику V», там ВИЧ уже убран из числа противопоказаний. Наши пациенты с февраля 2021 года активно прививаются, у всех всё нормально. Были единичные случаи, когда после прививки поднималась температура, но, как правило, в основной массе пациенты перенесли вакцинацию хорошо.
– Мы знаем, что для работы в ковидные госпитали привлекают самых разных специалистов, кардиологов, онкологов и других. А ваши специалисты работают с covid-19?
– Заболевших covid-19 очень много, одни терапевты не справляются. Сотрудники нашего центра тоже привлекаются к этой работе. Сейчас моя коллега две недели трудится в ковидном госпитале. Кроме того, у нас есть два врача, которые работают там уже с апреля 2020 года, то есть с самого начала пандемии.
Нужно ли делать тест?
– Выявить ВИЧ можно, только сдав кровь на анализ?
– Сейчас появились и экспресс-тесты по слюне. Многие наши пациенты выявили болезнь таким образом. Зная, что у них были сомнительные, незащищенные контакты, рисковые ситуации, они покупали экспресс-тесты по слюне. Дома делали тестирование, у кого положительный результат – сразу же приходили сюда.
Кроме того, можно сдать кровь на анализ с помощью экспресс-метода, который даст быстрый ответ: здоров человек или инфицирован. СПИД-Центр часто устраивает такие акции прямо на улицах.
Не стоит пренебрегать тестированием, так как ВИЧ-инфекция уже давно вышла из незащищенных слоев населения. Сейчас это обычные жители, потому что преобладает половой путь заражения. От этого никто не защищен – любой может заболеть, если ведет половую жизнь и не предохраняется. Не думайте, что ВИЧ – это где-то далеко от нас, у всех есть риск заразиться при несоблюдении нравственных принципов и гигиенических правил.
Сколько ВИЧ-инфицированных в РТ и в Зеленодольске
Речь идёт только о выявленных случаях ВИЧ-инфекции. По Зеленодольскому району на нашем учете состоят 620 человек. Тенденции такие же, как в целом по республике и по Российской Федерации. Уровень ВИЧ-инфекции стабилизировался.
Всего на учете в казанском СПИД-Центре около 15 тысяч человек, живущих с ВИЧ. Из них 148 детей. Дети чаще инфицируются от мамочек, которые не соблюдали рекомендации врачей, пропускали АРВТ терапию, нерегулярно принимали препараты.
На конец октября в Татарстане число выявленных инфицированных меньше примерно на 4,5 процента, чем за аналогичный период 2020 года.