"Пусть длятся светлые дни!": Замечательный детский врач Надежда Покалева отмечает юбилей
Приволье Волги, Ременниково, заросли шиповника в окрестностях Свияжска… Все наполняет душу красотой с налетом грусти об ушедшем. Близкие места и виды, родные для семьи Покалевых: совсем недавно играли там сыновья, сидели за ухой взрослые – Надежда Федоровна любит вспоминать именно то время, а не суровое, как у большинства, послевоенное детство.
Надя была поздним ребенком, мама часто болела, и у девочки с ранних лет возникло желание стать врачом. Поступление в Казанский мединститут стало и радостью, и новой заботой: где найти средства на дорогу, на питание? Хотя мысли бросить учебу не допускала. Училась ревностно, и любовь не стала препятствием: появился в ее судьбе бывший летчик, само обаяние и мужественность. Признавалась потом, что покорил ее будущий муж своим голосом – так проникновенно пел романсы!
И бессонные ночи над конспектами, поездки в институт, неустроенность быта не заслонили первой романтики отношений. Покалевы пронесли ее через всю жизнь.
По распределению Надежда пришла участковым врачом в детскую поликлинику, проработала семь лет. И не пропускала новых веяний в медицине, не прерывала связи с кафедрой. Реальной проблемой на то время были родовые травмы: у новорожденных не диагностировались множество дефектов, вызывавших раннюю близорукость и более серьезные последствия. Название и природу этой беды обозначил ученый-новатор Александр Юрьевич Ратнер: родовая травма шейного отдела позвоночника.
В практической медицине существовали тогда иные параметры родовспоможения, ученому приходилось доказывать правоту с большим трудом. А в Зеленодольске (он сам после института работал здесь по распределению три года) его прилежная ученица и последовательница начала применять новые методики на практике. Покалеву поддержала тогдашний главный врач Зинаида Родионова: в 1970-м году, после обучения Надежды в ординатуре, ее назначили неврологом.
Надежда Фёдоровна в своё время внедрила в городе раннюю диагностику заболеваний центральной нервной системы у детей
До сих пор помнятся первые шаги, не видные, на первый взгляд, успехи. Когда составила первый свой годовой отчет в министерство с использованием ратнеровской терминологии и показателей, ей заявили: нет такой классификации! Детские травмы были, а устранение их на практике отсутствовало. Звучит это для постороннего человека не совсем понятно, а на деле возникало у детей множество отклонений в развитии, которых можно было избежать изначально или устранить при срочном лечении. «Родовая травма шейного отдела позвоночника» – настоянием ученого, его последователей ввели новую методику правильного ведения родов, акушеров на практике учили щадящей «технологии», в роддомах вскоре ввели консультацию детского невролога.
А тот давний отчет Надежде пришлось самой отстаивать у заместителя министра: так сложилось, что пострадал при родах младенец ее знакомых, только новая методика ученого помогла исправить его состояние.
Со временем Надежда Федоровна внедрила в городе раннюю диагностику заболеваний центральной нервной системы у детей, ввела их диспансеризацию с роддома; впервые диагностировала натальные травмы спинного мозга, за счет чего значительно снизилось количество осложнений. Дифференцированы судорожные состояния у детей, выявлялись больные эпилепсией на ранних стадиях, до полного излечения. Детей с пограничными состояниями не всегда принимали в детсады. И тогда по предложению Покалевой в новом детском садике №36 на Мирном открыли неврологические группы. Позже на этой базе создали реабилитационный центр для детей-инвалидов.
Жизнь шла своим чередом: росли сыновья, у родителей как-то хватало времени и сил. Надежда Федоровна лечила, консультировала в городе и районе, Анатолий Степанович в Художественной школе стал завучем и тащил огромный воз общественной работы… И были совместные походы, рыбалки, выезды в лес, праздники. С друзьями семьи Антоновыми они осваивали окрестные леса, на дачках на Ременниково встречали рассветы, «мужской» и «женский» праздники отмечали в снежном лесу у костра…
Она с большим теплом вспоминает коллег по реабилитационному центру: замечательного грамотного специалиста по ЛФК Рашида Исламовича Загирова, логопеда-дефектолога Луизу Газизовну Фатхуллину. Даже из марийского и чувашского регионов везли к ним ребятишек неравнодушные родители, которые искали и находили здесь такую необходимую помощь. Многолетний труд доктора Покалевой отмечен высшей квалификацией, многими благодарностями, а главный результат – здоровье деток, признание среди коллег, ценящих ее знания, ум, неравнодушие, преданность делу, высокую порядочность.
Интересные связи прослеживаются в жизни: старший сын Покалевых Максим стал известным художником, лауреатом нескольких премий, одна из его недавних побед – первая премия в престижном московском конкурсе по книжному оформлению. (Его старшая дочь Елена еще в школьном возрасте завоевавшая в художественном конкурсе премию М. Ш. Шаймиева, с красным дипломом окончила Пражский университет и магистратуру, знает четыре языка.) А Роман продолжил дело мамы: специалиста ЛФК очень ценят в казанском реабилитационном центре.
…Минула и золотая свадьба супругов Покалевых. А вскоре ушел Анатолий Степанович, который повторял в последние годы, что храним ее усилиями – жены, друга. Надежда Федоровна, как врач, понимала неотвратимость этого, как православный человек, стремится понять и принять. Ведь осталось так много светлого в душе. …Много доброго еще в вашей жизни, Надежда Федоровна! Пусть длятся светлые дни!