На челябинских водоемах проводят рейды спасатели
Цель — предупредить рыбаков, которые, несмотря на серьезную опасность, продолжают выходить на лед.
Лед на Шершнях такой темный, что издали кажется, будто водоем уже растаял. Погода теплая, и трудно поверить, будто при столь явных признаках весны кто-то в самом деле доверяет свою жизнь ледяной корке. Но еще на подъезде к пляжу Каспийский берег становятся видны черные точки на серой поверхности водоема: и не одна или две, а несколько десятков. Рыбаки спешат урвать последнюю возможность для подледного лова.Спасатели экипированы по полной: прорезиненные гидрокостюмы, тросики на поясах, оранжевая спасательная доска, которая способна в экстренной ситуации послужить плавсредством. Журналисты, чтобы сопровождать их на середину озера, надевают надувные жилеты.
Вблизи видно, что лед сильно подтаял, на нем множество трещин, крошечных промоин с водой. Под ногами он даже не похрустывает, а скрипит или шипит.
— Это очень специфический звук — шипение льда. Раньше по нему определяли, что на водоем уже не стоит выходить, — объяснял мне на берегу Денис Кузнецов, государственный инспектор по маломерным судам Челябинского инспекторского отделения центра ГИМС областного ГУ МЧС. — Дело в том, что лед сейчас уже не цельный, а кристаллический, иглистый. Внутри него много полых трубок. Трубки постепенно заполняются водой, и когда лед темнеет, это значит, что вода уже проникла в них, начала их промывать изнутри. Когда эти трубки ломаются, трутся одна о другую, как раз и слышится такое шипение. Оно дает понять, что лед уже очень хрупкий, даже если он кажется толстым.Кстати, лед при этом еще и очень острый на сколах. Если он сломается — можно всерьез порезаться, испортить обувь. Были случаи, когда льдом распарывало лодки. Поэтому теперь спасатели берут с собой именно доску — ее хотя бы не прорежет льдиной.
Несмотря на спасательный жилет и идущих всего в паре шагов профессионалов, душа начинает путешествие к пяткам. С необыкновенной отчетливостью вспоминается старая поговорка, связанная с чем-то очень сомнительным: «Надежда, как на синий лед». И еще цифра: 10 — 15 минут. Тот промежуток, через который человек в ледяной воде умирает от переохлаждения. Между тем у рыбаков ни спасательных жилетов, ни тросов, ни спецдосок нет. А спасатели могут и не успеть.
Однако рыбаки в отличие от нас совершенно спокойны.
— Лед тонкий? — Недоуменно переспрашивает пенсионер Олег Акимович и кивает на свою лунку: мол, кому, как не рыбаку, сверлившему ее, знать толщину льда. — Метр с лишним! Мы знаем, когда нам не ходить.
— Лед — семьдесят сантиметров, чего бояться? — поддерживает его товарищ, тоже пенсионер, Юрий Васильевич. — Здесь на танке можно кататься! Вот через пару недель возле берега лед растает, заходить на него будет трудновато. Но у нас есть умельцы — проложат пути, досок набросают.
Рыбаки хвастаются уловом: несколько ершиков размером в большой палец. Ради такой добычи, определенно, стоит рискнуть жизнью.
Спасатели предупреждают любителей рыбалки, раздают буклеты, из которых можно узнать, как определить опасный лед, как выбраться, если он все-таки проломился. Но увести рыбаков силой они, конечно, не могут.
— Мы предупреждаем людей, что нахождение на льду опасно. Мы можем попросить их покинуть водоем, но, чаще всего, в 99% случаев они нас не слушают, — признается Денис Решетняк, спасатель поисково-спасательной службы на водных объектах города Челябинска.Правда, за упрямство можно поплатиться и финансово: для любителей выходить на лед в неположенном месте предусмотрены штрафы.
— Административная ответственность за выход на лед в месте, где стоит запрещающий знак, — от 500 до двух тысяч рублей, — напомнил начальник отдела безопасности людей на водных объектах городского Управления обеспечения безопасности жизнедеятельности Сергей Шамаев. — Но дело не в деньгах. Главное — безопасность людей. Те, кто выходит на лед, должны иметь при себе пешню для проверки толщины льда, трос с грузом, который поможет выбраться на берег. Но с точки зрения безопасности самый лучший вариант — вообще не выходить на лед.
Рейды проходят практически ежедневно, во время каждого выписывается несколько протоколов. Так что шанс быть пойманным за ловлей достаточно велик. Но важно помнить, что речь не о пяти сотнях рублей и даже не о двух тысячах. Гораздо более важная цифра — восемь. Столько человек утонуло на водоемах города в аналогичный сезон прошлого года. В этом сезоне смертельных случаев не было, но несколько человек уже провалились в воду — к счастью, недалеко от берега, так что смогли выбраться сами. А на реке Миасс пострадал неосторожно выбежавший на лед ребенок.
— Осенью лед может быть более тонким, но он сплошной. Сейчас лед кристаллический. Самое опасное в нем то, что он хрупкий, у него нет прочного края. Если провалиться, то можно снова и снова хвататься за край, а он будет обламываться, превращаться в ледяную кашу, и выбраться будет невозможно, — объясняет Денис Кузнецов.