Прожитое уходит в нашу память
Живёт память воспоминания… отречься от прошлого, прожитого – изменить не только себе, но и многим незабываемым людям, уже покинувшим нас, нашу землю. Фотографии 1951 года. Наши дорогие учителя: Патури Розалия Пантелеевна, Питунина Варвара Дмитриевна, Федоров Иван Васильевич, Баранова Тамара Степановна, Новиков Александр Николаевич, Шевелева Мария Дмитриевна, Марков Константин Дмитриевич, Герпина Евдокия Павловна, Светлая, добрая им память.
К 70-летию Великой Победы
«Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории»
В. М. Васнецов.
Грустно смотреть альбом со старыми фотографиями: это еще до войны, а это школьная пора, снимки с учителями в центре… к огромному сожалению, время не остановить. Годы уходят, уходят люди, а вместе с ними уходит то, что было.
Живёт память воспоминания… отречься от прошлого, прожитого – изменить не только себе, но и многим незабываемым людям, уже покинувшим нас, нашу землю. Фотографии 1951 года. Наши дорогие учителя: Патури Розалия Пантелеевна, Питунина Варвара Дмитриевна, Федоров Иван Васильевич, Баранова Тамара Степановна, Новиков Александр Николаевич, Шевелева Мария Дмитриевна, Марков Константин Дмитриевич, Герпина Евдокия Павловна, Светлая, добрая им память.
17 апреля 1991 года – печальный день ухода из жизни замечательного гражданина, замечательного учителя, коммуниста, ветерана Великой Отечественной войны советского народа Герпиной Евдокии Павловны. Многие лахденпохцы знали, уважали, любили ее.
Сегодня тоже 17 апреля. Возникло желание поведать, напомнить о ней. Подумала, вспомнила и поняла, как же мало знаю о жизни нашего учителя. Но есть же архив сохраняющий документы заслуженных людей района. Побывала там и испытала потрячсение – в архиве о Герпиной Евдокии Павловны нет.
И вот пишу, пусть это будут воспоминания человека благодарного учителю, воспитателю, другу.
Холодная, голодная осень 1946 года. Впервые переступаю порог первой средней школы города. Впервые с беспокойством встречаюсь с классом, в котором классным руководителем была Герпина Евдокия Павловна. Высокая, в тёмном костюме, она так смотрела на меня, страдающую малокровием, что все тревоги исчезли на многие годы. В классе, школе сироты – воспитанницы детского дома, остальные учащиеся почти все полусироты. Было трудное время – послевоенная разруха, нехватка самого необходимого для жизни поэтому, чтобы прокормить, обуть-одеть детей, их матери трудились порой на двух работах, и школа для ребят была вторым домом. Любой человек, а подрастающий тем более, нуждается во внимании, понимании, сочуствии. Получали это мы от учителей, от Евдокии Павловны, которая, помимо уроков, занималась математикой с нами в послеурочные часы. Задачи задачами, но душа сохранила теплоту ее бесед, учивших понимать, ценить дружбу, добро, долг. Беседы-разговоры продолжались вечерами у ярко полыхающей печки и на уборке картофеля в колхозе «Красный пахарь», они помогали отвлечься, забыть о желании поесть и дождике, о промокших ногах и курточке на «рыбьем меху», и даже тоску об отце, погибшем в бою в августе сорок первого года. Обидно мало рассказывала Евдокия Павловна о войне, своем участии в ней. Мы знали только, что была она десантником, забрасывалась в тыл врагов. При одном из десантирований погибло много ее товарищей, она была ранена. Вот и все. Запомнили мы одно: война это страшно и жестоко, людям в мире нужен мир.
Где-то в конце сороковых Евдокия Павловна была выдвинута кандидатом в депутаты Карело-Финской ССР.
В одну из встреч с избирателями, что проходила в клубе второго городка (в ту пору он был деревянный), начался пожар. Вместе с военными людей спасала и Евдокия Павловна. Борясь с огнем, сама получила ожоги, долго лежала на лечении в госпитале. При посещении ее, не знаю, кто более радовался встречам она или мы?
Пролетали годы. Мы взрослели. Закончили школу. Связь с учителями сохранялась долго.
Многие годы по возможности заходили к Евдокии Павловне, где всегда ждал теплый прем, разговор по душам с добрыми советами, пожеланиями. В одну из встреч говорили о войне, пережитом, наболевшем. Неожиданно для себя спросила Евдокию Павловну о её войне, и увидела, как изменилось ее лицо, глаза и даже голос: «Тяжело, жестоко, больно… Отдавали все, что у нас было: молодость, здоровье, жизнь». Простите, дорогая Евдокия Павловна!
В 1957 году одну из рекомендаций для вступления в Коммунистическую партию дала Евдокия Павловна: «Не подведи». Спасибо, дорогая Евдокия Павловна!
Пролетели годы. Ушли и уходят из жизни люди, победившие фашизм, победившие разруху, запустение. Что сделали мы, живущие, для сохранения памяти о них, их подвигах ратных и трудовых? Как, почему случилось, что за 70 лет люди власти не организовали жителей на дела по созданию и сохранению этой памяти, имеющей большое, важное значение для потомков.
Надеюсь, придет время и нашего прозрения, пробуждения чувства долга перед теми кто верой правдой служил родной стране, краю, и в груде чиновничьих, и, порой, ненужных, бумаг появится документ по созданию краеведческого музея – центра исторической памяти.
- Лахденпохья
- Память